Танковая армия россии, история создания и развития

Термин «танк» в словаре Ожегова объясняется как «бронированная самоходная боевая машина с мощным вооружением на гусеничном ходу». Но такое определение не является догмой, в мире нет унифицированного стандарта танка.

Каждая страна производитель создает, и создавала танки с учетом собственных потребностей, особенностей предполагаемой войны, манеры предстоящих боев и собственных производственных возможностей.

СССР в этом плане не стал исключением.

История развития танков СССР и России по моделям

История изобретения

Первенство применения танков принадлежит англичанам, использование ими танков в Первой мировой войне, заставило военачальников всех стран пересмотреть концепцию ведения войн. Применение французами своего легкого танка «Рено» FT17 определило классическое использование танков для решения тактических задач, а сам танк стал воплощением канонов танкостроения.

Танковая армия России, история создания и развития Хотя лавры первоприменения достались и не русским, зато само изобретение танка, в классическом его понимании, принадлежит нашим соотечественникам. В 1915 году В.Д. Менделеев (сын известного ученого) направил проект бронированной самоходной машины на двух гусеницах с артиллерийским вооружением в технический отдел Русской армии. Но по непонятным причинам дальше проектных работ дело не пошло.

Сама идея поставить паровой двигатель на гусеничный движитель была не нова, первым ее реализовал в 1878 русский конструктор Федор Блинов.

Изобретение получило название: «Вагон с бесконечными рейсами для перевозки грузов». В этом «вагоне» впервые применено устройство поворота гусениц.

Изобретение гусеничного движителя, между прочим, тоже принадлежит русскому-штабс-капитану Д.Загряжскому. На что в 1937 выдан соответствующий патент.

Первая в мире боевая машина на гусеничном ходу — тоже русская. В мае 1915 года возле Риги происходили испытания бронированной машины Д.И. Пороховщикова под названием «Вездеход».

Она имела бронированный корпус, одну широкую гусеницу и пулемет во вращающейся башне.

Испытания признали очень удачными, но из-за приближающихся немцев дальнейшие испытания пришлось отложить, а спустя некоторое время про них забыли вовсе.

В том же году 1915 году проходили испытания машины конструкции начальника опытной лаборатории военного ведомства, капитана Лебеденко.

40-тонный агрегат представлял собой увеличенный до гигантских размеров артиллерийский лафет, приводимый в движение двумя двигателями «Майбах» со сбитого дирижабля. Передние колеса имели диаметр 9 метров.

По замыслу создателей, машина такой конструкции должна легко преодолевать рвы и траншеи, но на испытаниях она застряла сразу после начала движения. Где и простояла долгие годы пока ее не порезали на металлолом.

Первый советский танк

Первую мировую Россия закончила без своих танков. В годы гражданской войны использовались танки других стран. Во время боев часть танков переходила в руки Красной армии, на которых уже бойцы рабоче-крестьянской вступали в бой. В 1918году в сражении с французо-греческими войсками у станицы Березовской были захвачены несколько танков Reno-FT.

Для участия в параде их направили в Москву. Пламенная речь о необходимости построения собственных танков, которую произнес Ленин, положила начало советскому танкостроению. Решили выпустить, а точнее полностью скопировать, 15 танков Reno-FT под названием Танк М (малый). 31 августа 1920 первый экземпляр выехал из цехов завода Красное Сормово в Нижнем Тагиле.

Этот день принято считать Днем рождения советского танкостроения.

Танковая армия России, история создания и развития

Молодое государство понимало, что танки очень важны для ведения войны, тем более, что враги, подступающие к границам, уже вооружены этим видом боевой техники. Танк М из-за особо дорогой производственной цены в серию не запустили, потому нужен был другой вариант.

По существовавшей тогда в Красной армии идее, танк должен был поддерживать пехоту во время атаки, то есть скорость танка не должна быть намного выше пехоты, вес должен позволять прорывать линию обороны, а в вооружения успешно подавлять огневые точки.

Выбирая между собственными разработками и предложениями скопировать уже готовые образцы, выбрали тот вариант, который позволял наладить производство танков в кратчайшие строки – копирование.

В 1925 году запустили в серийное производство танк Т-18 или МС-1 (малый сопровождения первый), его прототипом выступил Fiat-3000. Пусть и не совсем удачный МС-1 стал танком, который заложил основу советского танкостроения. На его производстве разрабатывалось само производство, слаженность работы разных отделов и заводов.

Танковая армия России, история создания и развития

До начала 30-х разрабатывалось несколько своих моделей Т-19, Т-20, Т-24, но в силу отсутствия особых преимуществ перед Т-18, и своей дороговизной в производстве в серию не пошли.

Танковая армия России, история создания и развития Танковая армия России, история создания и развития Танковая армия России, история создания и развития

Танки 30-40 годов – болезнь подражания

Участие в конфликте на КФЖД показало несоответствие танков первого поколения для динамического развития боя, танки практически ничем себя не проявили, основную работу сделала кавалерия. Нужна была более скоростная и надежная машина.

Для выбора следующей серийной модели пошли проторенным путем и закупили образцы за границей. Английский Vickers Mk – 6 тонн у нас серийно выпускался как Т-26, а танкетка Carden-Loyd Mk VI – Т-27.

Танковая армия России, история создания и развития Танковая армия России, история создания и развития

Т-27, по началу такой заманчивый в производстве своей дешевизной, выпускался не долго. В 1933 на базе танкетки приняли для армии
плавающий танк Т-37А, с вооружением во вращающейся башне, а в 1936 – Т-38. В 1940 году создали подобный плавающий Т-40, больше плавающих танков до 50-х годов СССР не выпускало.

Танковая армия России, история создания и развития Танковая армия России, история создания и развития

Еще один образец закупили в США. На основе модели Дж.У.Кристи была построена целая серия быстроходных танков (БТ), главным их отличием было совмещение двух движителей колесного и гусеничного. Для перемещения при марше БТ использовали колеса, при ведении боев пользовались гусеницами. Такая вынужденная мера нужна была из-за слабых эксплутационных возможности гусениц, всего 1000 км.

Танки БТ, развивающие на дорогах довольно высокую скорость, полностью подходили под изменившуюся военную концепцию Красной армии: прорыв обороны и через образовавшуюся брешь скоростное развертывание глубинной атаки.

Непосредственно для прорыва разработан трехбашенный Т-28, прототипом которому послужил английский «Виккерс 16-тонный».

Еще одним танком прорыва должен был случить Т-35 похожий на английский пятибашенный тяжёлый танк «Independent».

За предвоенное десятилетие создано много интересных конструкций танков, которые не пошли в серию. Например, на базе Т-26
самоходная установка полузакрытого типа АТ-1 (артиллерийский танк). Во время ВОВ снова вспомнят об этих машинах без крыши рубки.

Танки второй мировой

Участие в гражданской войне в Испании и в боях на Халхин-Голе показало насколько высока взрывоопасность бензинового двигателя и недостаточность противопульного бронирования против зарождавшейся тогда противотанковой артиллерии. Внедрение решений этих задач позволило нашим конструкторам, переболевшим болезнью подражания, создать накануне ВОВ по-настоящему хорошие танки Т-34 и КВ.

В первые дни войны было потеряно катастрофически много танков, для налаживания выпуска не имеющих конкуренции Т-34 и КВ на только эвакуированных заводах требовалось время, а фронту катастрофически нужны были танки.

Эту нишу правительство решило заполнить дешевыми и быстрыми в производстве легкими танками Т-60 и Т-70. Естественно, что уязвимость у таких танков очень высокая, но они дали время для развертывания производства танков Победы.

Немцы называли их «неистребимой саранчой».

В бою под жд. ст. Прохоровка впервые танки выступали в роли «цементирующих» обороны, до этого их использовали исключительно как оружие атаки. В принципе, вплоть до сегодняшних дней, больше новых идей в примение танков не было.

Говоря о танках ВОВ, нельзя не упомянуть о ПТ-САУ ( СУ-76, СУ-122 и т.д) или как их называли в войсках «самоходы».

Вращающаяся относительно не большая башня не позволяла применять на танках некоторые мощные орудия и главное гаубицы, для этого их устанавливали на базы существующих танков без применения башен.

Фактически советские ПТ-САУ времен войны, кроме вооружения, ни чем не отличались от своих прототипов, в отличие от тех же немецких.

Современные танки

После войны продолжали выпускать легкие, средние и тяжелые танки, но уже к концу 50-х все главные производители танков сконцентрировались на производстве основного танка. Благодаря новым технологиям в производстве брони, более мощным двигателям и вооружению потребность в делении танков на виды отпала сама собой. Нишу легких танков заняли БТР и БМП, так ПТ-76 со временем стал БТР.

Первым послевоенным массовым танком нового образца стал Т-54 вооруженный 100-мм орудием, и его модификация для применения в радиоактивных зонах Т-55. Эта модель стала самой массовой среди современных танков, более 30000 этих машин состояли на службе у свыше 30 стран.

После появления у потенциальных врагов танков с 105 мм орудием было принято решение модернизировать Т-55 под орудие 115мм. Первый в мире танк с 155мм гладкоствольным орудием получил название Т-62.

Родоначальником классических основных танков стал Т-64. Он в полной мере объединил возможности тяжелых (125мм орудие) и средних танков (высокая подвижность).

Следующие серийные модели Т-72, Т-80, Т-84, Т-90, Т-95 стали воплощением человеческого гения, не изменяясь в классическом понимании, но изменения в «начинке» делало их совершенно разными, и в тоже время похожими.

Источник: http://tanki-tut.ru/ussr-russia/

Танковые войска РФ: их история, состав и вооружение

Танковые войска являются родом Сухопутных войск. Они способны выполнять боевые задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими родами войск. Техническая мощь и вооружение делают танковые войска пригодными для ведения боевых действий в любых погодных условиях, в темное время суток и даже под воздействием поражающих факторов ядерного оружия.

Основные задачи танковых войск

Танковые войска выполняют следующие задачи:

  • в наступлении — прорыв обороны противника и проникновение в его оборонительные порядки на большую глубину;
  • при обороне — поддержка мотострелковых войск при отражении наступления противника, нанесение контрударов и контратак.

История создания

История создания и боевого применения танковых войск начинается с первой мировой войны 1914-1918 годов, когда англичане впервые применили самоходные бронированные установки с лёгким вооружением на борту. Первое сражение произошло на реке Сомма в 1916 году, где танки одержали убедительную победу.

К августу 1914 года в Российской империи на вооружении состоит около 12 бронированных автомобилей. К 1917 году в России было уже 7 бронепоездов и 300 бронемашин.

Становление войск в СССР

Танковая армия России, история создания и развитияПервый танк советского производства

В мае 1918 года в Москве была открыта первая школа для командиров бронеавтомобильных частей. Первые танки советского производства начали поступать в войска Красной Армии в 1920 году. Это были лёгкие машины, вооружённые мелкокалиберными пушками. Вплоть до 1922 года бронетанковые войска Красной Армии укомплектовывались французскими танками, ставшими впоследствии прототипами знаменитой модели КС.

В 1923 году броневые отряды были преобразованы в танковую эскадру, укомплектованную лёгкими и тяжёлыми танками. В 1929 году под командованием Управления моторизации и механизации РККА было уже более 110 машин, а в 1932 году их количество достигло 500 единиц. В этом же году была создана Военная академия механизации и моторизации РККА.

Читайте также:  Медаль участник боевых действий на северном кавказе, как выглядит

Первым советским разработчиком тактики применения броневых сил стал Триандафилов В.К. На основе его выкладок танки стали использоваться  в «глубокой  наступательной операции».

До 1935 года ряды Красной Армии пополнялись танками трёх категорий – лёгкими, средними и тяжёлыми.

Механизированные и танковые части в 1937 году сформировали новый Автобронетанковый род войск, состоящий из 4-х механизированных корпусов, 6-ти отдельных бригад и 6-ти танковых полков. Несмотря на постоянно растущее количество бронированных автомобилей и танков, они продолжали тесно работать с кавалерийскими полками, количество которых в 1937 году достигало 15 единиц.

Такие соединения во взаимодействии с пехотой представляли собой сильнейшую наступательную силу, способную выполнить практически любую боевую задачу по прорыву фронта и подавлению сопротивления противника.

По результатам военного конфликта на Русско-Китайской границе и у реки Халхин-Гол были созданы танки с усиленной бронёй, увеличен калибр орудий. Это были знаменитые средние Т-34 и тяжёлые КВ-1.

Танковая армия России, история создания и развитияТанк Т-34

К 1941 году, основываясь на опыте Испанской компании, проведённой с применением танков, были созданы 18 танковых дивизий и 45 бригад, во главе которых встали первые выпускники Военной Академии.

К началу Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии было почти 1800 танков, но большая их часть была потеряна в первые месяцы боевых действий.

Эвакуация заводов по производству бронетехники за Урал позволила уже к декабрю 1941 года довести количество танков до 4000 единиц, а к маю 1942 года — до 6000. На основе такой материальной базы были сформированы 3-я и 5-я танковые армии, начавшие наступление по всем фронтам уже с 1942 года.

В этом же 1942 году были официально созданы бронетанковые войска. Началось наступление советских войск под Сталинградом.

Советские танки прошли через Польшу, Чехословакию и другие европейские страны, освобождая их от немецко-фашистских захватчиков. Завершилось это победное шествие под стенами Рейхстага в Берлине полным разгромом армии Германии.

Однако служба советских танкистов на территории Германии только началась. В целях сдерживания военной агрессии в отношении Советского Союза со стороны Великобритании и Соединённых штатов Америки на территории Восточной Германии были сформированы танковые части, находящиеся на постоянном боевом дежурстве.

Современная история

Россия унаследовала от СССР могучие танковые войска. В 2005 году на вооружении  23 тыс. танков различных модификаций. В 2009 году осталось в строю всего 2 тыс. машин.

Перед страной стояла задача модернизации танкового парка. С 2005 по 2010 гг. танковые части пополнялись машинами Т-90.

Параллельно разрабатывались новые образцы. В 2011 году все силы были сконцентрированы на разработке танка нового поколения — Т-14 «Армата».

Танковая армия России, история создания и развитияТанк Т-14 «Армата»

На вооружении Российской федерации с 1991 года находятся танки Т-72БА, Т-80БА, Т-80УА, Т-80У-Е1 и Т-90А, которые постоянно модернизируются и совершенствуются.

На Параде Победы 2015 года впервые был представлен танк «Армата», являющийся продуктом новой концепции танкостроения. Взять хотя бы тот факт, что башня «Арматы» необитаема, что позволяет уменьшить её размеры и сделать танк менее заметным на поле боя. А его экипаж расположен в нижней части машины. На платформе «Арматы» планируется создать целый кластер новых боевых машин.

Вооружение

Танковое вооружение это комплекс различных видов оружия и систем управления: пушка, пулемёты, противотанковые ракетные установки, системы стабилизации и наведения средств поражения. Стрельба может производиться и днём, и ночью, что делает машину опасной для противника при любой видимости и в любое время суток.

Отдельно следует упомянуть танковую пушку.

Если в 1930 году танки снаряжались орудиями калибра 30 или 45 мм, то к 1980 году на них устанавливались гладкоствольные пушки калибра 100 и 125 мм, позволяющие использовать снаряды различного действия – бронебойные, осколочные и кумулятивные. На современных танках стоят орудия калибра 120 и 125 мм, а в перспективе рассматриваются пушки калибра 140 и 152 мм с возможностью использовать ядерные боеприпасы.

Танковая армия России, история создания и развитияПушка танка Армата

На протяжении всей истории танкостроения совершенствуется и система заряжания пушки. Раньше снаряд подавался в казённую часть пушки в виде цельного изделия, состоящего из гильзы с пороховым зарядом и утопленной в ней головкой. В танке 40-х годов была даже должность — заряжающий.

В современных машинах используется автоматическая система подачи боеприпасов. При этом танковый выстрел состоит из двух частей: порохового заряда  и, собственно, снаряда.

Такая компоновка позволяет разнообразить поражающие способности снаряда от осколочного до фугасного, при этом достигается экономия внутреннего пространства танка.

Применение пулеметов – курсового, спаренного и зенитного: первые два типа устанавливаются в передней части танка, на лобовой броне и в башне. Зенитный пулемёт расположен на башне танка и предназначен для борьбы с вражеской авиацией и беспилотниками.

Однако постоянное совершенствование летательных аппаратов делает зенитный пулемёт малоэффективным, поэтому он используется танкистами как целеуказатель, если зарядить его трассирующими патронами, или для подавления легкобронированной техники противника и его живой силы.

В годы Великой Отечественной войны на танки устанавливался огнемёт для уничтожения живой силы противника. Но через несколько лет после войны такой тип вооружения на танках был отменён.

Праздник

День танкиста отмечается во второе воскресенье сентября. Праздник учреждён через год после окончания войны в ознаменование больших заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме немецко-фашистских захватчиков, а также за заслуги танкостроителей в оснащении Вооружённых Сил страны бронетанковой техникой.

Эмблема

Эмблема танковых войск — стилизованный рисунок танка. На нарукавном шевроне советского танкиста красовался танк с красной звездой над ним.

В петлицах и на погонах танкистов был маленький золотой танк, на полевой форме он защитного цвета.

Российская эмблема танковых войск представляет собой изображение танка в анфас в обрамлении из дубовых ветвей.

Танковая армия России, история создания и развитияРоссийская эмблема танковых войск

Интересные факты

Название машины «танк» родилось в период первой мировой войны в результате скрытной работы над машиной. Для повышения секретности на производстве распространялись слухи, что завод собирает большую ёмкость для нагревания воды, по-английски «танк» – бочка. После выхода бронированной машины на поле боя название её так и осталось неизменным – танк.

Примечательно, что на вождение танка или гусеничного бронетранспортёра требуется специальный документ, в котором танк приравнивается к трактору.

Танковые войска имеют славную историю. Их много раз реорганизовывали, переименовывали, меняли тактику и стратегию ведения сражений. Но через все годы и испытания танкисты пронесли любовь к своим машинам и беспримерное мужество.

Ведь если в танк попадает снаряд, бронебойный или кумулятивный, то, как правило, погибает сразу весь экипаж. Ибо от поражающих элементов снаряда, осколков брони, высокой температуры в тесном танке не спрятаться.

В связи с этим танкисты в экипаже всегда воспринимали друг друга как братьев, семью. Они вместе сражались и вместе погибали.

Вечная память и слава героям-танкистам, защищавшим нашу Родину в Великой Отечественной войне и других локальных конфликтах по всему миру!

  • voinadmin
  • Распечатать

Источник: https://VoinskayaChast.net/suhoputnie-voyska/tankovie/tankovye-voyska

История возникновения и развития танковых войск

Исход войн часто зависел от маневренности, защищенность войск, физической выносливости человека или конницы. Идея защищать их броней от стрел, дротиков, пик, мечей, возникла давно. Но, в такой амуниции всадники стали неповоротливыми.  К тому же, из-за необходимости кормить лошадей, война носила сезонный характер, затихая в зимний период.

  Создание массовых армий, вооруженных новейшими видами техники, потребовало изменений стратегии ведения боя.

Предпосылки появления первых танков

  Первая мировая война, начавшаяся как маневренная, скоро переросла в позиционную.

Сильный артиллерийский огонь, наличие траншей, проволочных и минных заграждений, не дающие возможность пробить оборону врага ни одной из воюющих сторон.

Пулеметный огонь, поддерживаемый артиллерией, создавал непреодолимую преграду для пехоты. Неудачными были и ночные атаки. Имеющиеся на вооружении оптические приборы позволяли с легкостью обнаружить противника.   

  Проблема прорыва позиционной оборонительной тактики была решена с появлением первых танков в 1916 году.

Идея создания брони, надежно прикрывающей технику, возникла на стыке XIX—XX вв. Она воплотилась в созданной гусеничной машине с двигателем внутреннего сгорания, несшей не только экипаж, но и пулеметы.

  Такая техника была способна передвигаться по бездорожью, сметая на пути проволочные заграждения, вывела войну из позиционного тупика.

Машина могла быть создана лишь на мощной технической базе, с применением гусеничного движителя, современного двигателя, прочной, но, довольно легкой, брони. Большое значение имели оригинальные инженерные разработки ученых многих стран: Англии, Франции, России.

Влияние танков на исход Первой мировой войны

  К моменту начала сражений Россия не имела собственных танков, хотя учеными велись серьезные разработки в данном направлении. Отечественные изобретатели намного опережали зарубежных.   

  В 1888 г. Блиновым Ф.А. был создан первый трактор, обеспеченный гусеничным ходом. Путиловскийзавод приступил к массовому выпуску скорострельных орудий. К концу века было налажено производство брони, использовавшейся при строительстве броненосцев.

  В 1914 г. талантливый практик А. А. Пороховщиков представил проект машины, названной вездеходом. Прошедшие испытания показали жизнеспособность проекта, но он не был по достоинству оценен высоким военным начальством.

  Первые танки были сконструированы и использованы в бою за рубежом. 49 английских бронированных машин участвовали в битве на реке Сомма.

Модели были технически не приспособлены для передвижения по пересеченной местности, но конструкторы учли и устранили недостатки, постепенно совершенствуя конструкцию.

Танковая армия России, история создания и развития

  • «Рено» FT — 17
  • Германия, и равняющаяся на нее Россия, недооценили значение новой машины, что и обеспечило значительное отставание в техническом плане.
  • Возникновение советских танковых войск

  Молодое государство уже в 1918 г. начало формировать броневые отряды, включающие бронепоезда и бронеавтомобили. Была поставлена задача ускоренного создания и выпуска отечественного танка. Разработка чертежей и выпуск были осуществлены на заводе «Красное Сормово».

Танковая армия России, история создания и развития

Опыт использования бронесил, приобретенный в годы Гражданской войны, был проанализирован и использован в Великую Отечественную.

  В 30 гг. танковые войска выделяются в отдельный род войск, имеющий на вооружении легкие, средние и тяжелые танки, плавающие варианты машин, имеющие серьезное пушечное вооружение.

Танковая армия России, история создания и развития

  Нарастающая внешняя угроза ускорила формирование мощных танковых частей, усовершенствование методов ведения боя. Был получен боевой опыт у озера Хасан, в ходе Финской войны, на реке Халхин-Гол.

Читайте также:  Штраф за неявку в военкомат, сколько придется заплатить

Танки в Отечественную войну

  Первый период ведения боевых действий показал, что противник имеет серьезное численное преимущество в технике, имеются проблемы с подачей горючего, много трудностей с организацией тактики боя. Пришлось эвакуировать заводы, производившие технику, и разворачивать их на новом месте. В последующие годы промышленность стала выпускать в несколько раз танков, чем вражеская Германия.

  Наиболее масштабные сражения произошли под Прохоровкой (Белгородская область) в 12 июле 1943 года и

под Сенно (Белоруссия). Не имеющие боевого опыта советские войска, понесли тяжелые потери, пройдя боевое крещение. Уже в 1942 г. были созданы 4 танковые армии, включающие стрелковые подразделения. К моменту окончания войны их было уже 6.

Мирное время: в строю и запасе

   Танковые войска не теряют своего значения при наступательных операциях даже при современном развитии ракетных войск, артиллерии, авиации.

Возросшие технические возможности открывают новые перспективы использования.

По прогнозам специалистов, танки будущего будут отличаться огневой мощью, подвижностью, совершенными ходовыми характеристиками, экономичностью топливной системы, новыми характеристиками брони.

  Крупнейшими мировыми танковыми державами остаются: Россия, США, Китай. Лидирующая с огромным отрывом РФ, имеет самую протяженную сухопутную границу, обладает большим опытом ведения оборонительной войны.

На ее вооружении состоят Т-72, Т-80 и Т-90. Есть хранящиеся в резерве, но не утратившие боевых характеристик, модели. Постоянно ведутся разработки новых единиц техники. Планируется 70% обновление парка к 2020 году.

  День танкиста традиционно отмечается во второе воскресенье сентября. Праздник был учрежден в 1946 г., в память о признании заслуг бронетанковых войск в победе над Германией.

Танковая армия России, история создания и развития

Источник: https://Voenka.pro/blogs/states/istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-tankovyh-voysk

История, структура и организация танковых войск (стр. 1 из 3)

  • МОУ СОШ №7 г. Мценска
  • Реферат
  • «История, структура и организация танковых войск»
  • Выполнила: ученица 10 «А» класса
  • Лапшина М.

Учитель: Зиновьев К.Г.

  1. 2010
  2. Содержание
  3. Вступление
  4. История создания
  5. Танковые войска России
  6. Имперский период
  7. Советский период
  8. Танки производства ХПЗ им. Коминтерна
  9. Немецкие танки в бою до 1941 г.
  10. Танковые тараны
  11. Используемая литература

Вступление

Танковые войска (силы) — род войск Сухопутных войск вооружённых сил многих государств, основным вооружением которого является танк. Танковые войска обладают большой огневой мощью и ударной силой, высокой подвижностью и броневой защитой.

Имеют на вооружении танки, самоходные артиллерийские установки, бронетранспортёры, боевые машины пехоты и другую бронетехнику.

Помимо собственно танковых подразделений, частей и соединений, в состав танковых войск могут входить мотострелковые (механизированные), ракетные, артиллерийские, зенитные подразделения, а также инженерные, связи, автомобильные и другие подразделения специальных войск.

Действуя массированно на главных направлениях, они способны самостоятельно и во взаимодействии с другими родами войск преодолевать оборону противника, вести высокоманёвренные боевые действия, продвигаться на большую глубину, уничтожать резервы противника, захватывать и удерживать важнейшие рубежи и обеспечивать стремительное достижение целей боя и операции. Броня танков делает их относительно устойчивыми к воздействию огня артиллерии и поражающих факторов ядерного оружия. В некоторых государствах могут называться: (броневые силы, подвижные войска, механизированные войска, бронетанковые войска). Танки произвели настоящую революцию в военном деле и во многом изменили характер ведения войны. Со времени своего первого появления на полях сражений они привлекали и продолжают привлекать к себе интерес многих и многих людей. Но именно благодаря такому повышенному всеобщему вниманию танки обросли многочисленными мифами и легендами, которые нередко мешают разглядеть их подлинную суть. В представлениях некоторых людей танки превратились в своего рода чудо-оружие, способное самостоятельно решить исход любых битв.

История создания

Зародились перед, и получили опыт боевого применения в годы 1-ой мировой войны, в ряде вооружённых сил государств была представлены главным образом подразделениями и частями.

Официальной датой рождения танковых войск принято считать 15 сентября 1916 года — в этот день впервые во время Первой мировой войны 1914-1918 годов англичане применили в бою «Сухопутные броненосцы» — танки (32-ве машины Mark I) в бою в районе реки Сомма.

Чтобы доставить эти машины к полю боя незаметно, их спрятали в деревянные ящики, на которых сделали надпись «Tank», что в переводе с английского означает «бак», «резервуар». Естественно, ничего общего между танками и баками нет, но слово «танк» прижилось и приобрело новое значение.

Но… Последние военно-исторические исследования и работа в архивах показали, что родина танков — Россия.

Русские офицеры, получая великолепное образование, как правило в артиллерийских, инженерных или морских военно-учебных заведениях, получали все знания инженеров-конструкторов, а прирожденный талант приводил к появлению новых изобретений, в том числе и в новом направлении военной мысли — бронетехнике.

Во время Первой мировой войны, Россия, будучи союзником стран Антанты, показывала на военно-технических выставках и конференциях достижения русских военных изобретателей, в том числе и новое оружие — русские «вездеходы
» и «трактора
» (Ф.А. Блинова, Менделеева, Пороховщикова).

Вот как пишет об одном из русских проектов танков очевидец событий генерал-лейтенант А.В. Шварц в газете русской эмиграции «Россия» о первых опытах по штурму крепостей в 1914 году:

«Инженер Н.К. Лисяков принял в этих опытах самое горячее участие. И вот однажды вечером он явился ко мне, чтобы доложить о сделанном им изобретении подвижной машины, назначение которой было, по его словам: „двигаться впереди штурмующих и подготовлять им путь, разрушая своею тяжестью проволочные сети и другие

препятствия и преодолевая траншеи и наружные рвы полевых укреплений“. По своему внешнему виду эта машина, или как мы были склонны назвать ее тогда, трактор, изображала им на чертеже совер
шенно точно агрегат, который год спустя появился в Англии как первый танк. «. далее Шварц пишет, как этот проект был передан в Ставку, где демонстрировался перед «союзниками»….

Современный танк — это боевая гусеничная машина предназначенная для участия в бою, находящаяся под воздействием средств поражения противником, уничтожения разнообразных типов целей (личного состава, полевых укреплений, боевой техники в том числе и танков, низколетящих воздушных целей) своим вооружением. Все современные танки функционируют по принципу «вижу-стреляю-выстрелил-забыл».

Танковые войска России

День танкиста установлен в ознаменование больших заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме противника в годы Великой Отечественной войны, а также за заслуги танкостроителей в оснащении вооруженных сил страны бронетанковой техникой.

День танкиста в Российской Федерации, отмечается во второе воскресенье сентября.

После второй мировой войны, в конце 40-х годов XX века, правительством был издан указ о праздновании 11 сентября — Дня танкистов. В годы Великой Отечественной войны, в 1944 году, именно 11 сентября, танковые войска, являющие собой большую огневую мощь и ударную силу, сделали прорыв в обороне противника и остановили его наступление.

Организационно танковые войска состоят из танковых объединений (армия), соединений (корпус, дивизия), частей (бригада, полк, отдельный батальон) и подразделений (батальон, рота, взвод), в их составе кроме танковых имеются части и подразделения других родов сухопутных войск (мотострелковых, артиллерийских, ракетных, ПВО, специальных войск. Части и подразделения танковых войск в свою очередь могут входить в состав мотострелковых соединений и частей, в состав морской пехоты, в состав внутренних войск МВД.

Имперский период

Броневые силы, появившихся в Русской Императорской Армии появились в годы 1-й мировой войны. На их вооружении имелись танки (иностранного производства), броневые автомобили (бронеавтомобили), броневые поезда (бронепоезда) и бронелетучки.

19 августа 1914 года в соответствии с приказом военного министерства начала формироваться 1-я автомобильная пулемётная рота, кстати первое в мире подразделение, вооруженное бронированными машинами.

Материальную часть для первых автомобильных пулемётных подразделений поначалу изготовляли полукустарным способом в мастерских путем бронирования грузовых автомобилей и установки на них вооружения. Впоследствии малые серии бронеавтомобилей выпускались на Русско-балтийском вагонном заводе, а также заказывались за рубежом.

Так в сентябре 1914 года было заключено соглашение с английской фирмой «Остин » на поставку серии бронеавтомобилей изготовленных по проекту фирмы. Поставки бронеавтомобилей «Остин» продолжались вплоть до 1917 года. Всего было поставлено около 200 бронеавтомобилей трех серий.

В августе 1916 года Главное военно-техническое управление (ГВТУ) Русской Императорской Армии приняло решение производить бронеавтомобили типа «Остин» на Путиловском заводе, так как в целом неплохие бронеавтомобили английской постройки не всегда соответствовали условиям русского театра военных действий, в связи с чем заключило соглашение с фирмой на поставку 60 шасси грузовиков.

Проект «русского Остина» разработали инженеры Путиловского завода. От базового он отличался 8 мм бронированием, усиленными рамой и задним мостом, диагональным расположением пулеметных башен, броневым прикрытием для пулеметов, использование шин с наполнителем «гуссматик», наличием переднего и заднего постов управления.

В том же году была разработана модификация «русского Остина» с гусеничным двигателем Кегресса и устройством позволяющим вести огонь одним пулеметом по воздушным целям. Серийная постройка броневиков русской серии была организована на Путиловском заводе в марте 1918 года. Было построено около 200-т бронеавтомобилей, которые состояли на вооружении РККА до конца 20-х годов. Несколько броневиков были переданы в 1921 году монгольским вооруженным силам.

Советский период

Несмотря на огромные экономические трудности гражданской войны, наша страна изыскала возможности, чтобы строить броневики, бронепоезда, а затем и танки. Свое начало отечественное танкостроение берет с 1920 года, когда сормовские рабочие построили первый советский танк, названный «Борец за свободу тов. Ленин».

В годы, предшествовавшие Второй мировой войне, бронесилы РККА оснащались первоклассной по тем временам бронетанковой техникой, созданной советскими конструкторскими коллективами на основе лучших английских и американских образцов. Из них следует прежде всего отметить танки семейства БТ.

При создании первого танка этого семейства БТ-2 за основу была взята одна из лучших разработок американского конструктора Кристи, названная конструктором «модель 1940 года».

Обладая исключительными скоростными данными и хорошей проходимостью, этот танк, а также последовавшие за ним модификации БТ-5и БТ-7, вскоре стал основной машиной танковых частей РККА. Серийное производство танков БТ осуществлялось на Харьковском паровозостроительном заводе им.

Коминтерна с 1932 по 1940 годах За эти годы было выпущено около 8 000 танков БТ. Конструкторское бюро завода разработало 50 различных модификаций танка, из которых серийно выпускалось 12. Другой основной танк РККА — Т-26 — был разработан на базе шеститонного танка английской фирмы Виккерс.

Читайте также:  Жилищное обеспечение военнослужащих вс рф, основные моменты


Первоначально этот танк имел две пулеметные башни подобно его английскому аналогу. Затем обе башни были заменены одной, со спаренной установкой 37-мм пушки и 7,62-мм пулемета. Вскоре вместо 37-мм пушки стали устанавливать более мощную 45-мм пушку образца 1932 года.

Источник: https://mirznanii.com/a/23092/istoriya-struktura-i-organizatsiya-tankovykh-voysk

Создание и развитие советских танковых войск

Материал размещен 16 Ноября 2010

Победа Великой Октябрьской социалистической революции в России открыла новую эру в истории человечества. Революция прорвала единый фронт империализма и положила начало крушению мировой капиталистической системы.

Опасаясь, что создание Советского государства послужит примером для трудящихся других стран, империалисты наиболее крупных держав совместно с силами русской контрреволюции развернули открытую вооруженную борьбу против молодой Советской республики, стремясь свергнуть народную власть и восстановить в России капиталистический строй. Началась иностранная военная интервенция и гражданская война. Советская республика оказалась в кольце фронтов.

В. И. Ленин говорил, что:

«гражданская война есть наиболее острая форма классовой борьбы, когда ряд столкновений и битв экономических и политических, повторяясь, накапливаясь, расширяясь, заостряясь, доходит до превращения этих столкновений в борьбу с оружием в руках одного класса против другого класса»{2}. [22]

Вооруженная борьба носила решительный характер.

Обе стороны применяли наиболее активные формы ведения войны, стремясь к полному разгрому противника, что в свою очередь определяло высокую маневренность действий войск.

Необходимость в широком маневре диктовалась также и тем, что военные действия развернулись на обширной территории при сравнительно ограниченном количестве сил, которыми располагали борющиеся стороны.

На формы и способы ведения вооруженной борьбы оказывало влияние и то обстоятельство, что организация и строительство Вооруженных Сил Советской республики осуществлялись в ходе войны.

Белогвардейцы же формировали свои вооруженные силы под прикрытием иностранных интервентов, вторгшихся на территорию России, и при их всесторонней помощи. Кроме того, контрреволюция опиралась на кадровых офицеров бывшей царской армии.

В лагере контрреволюции оказалась также значительная часть казачества, которое имело хорошую военную подготовку и постоянно действующее военно-административное устройство. Однако у контрреволюции был весьма непрочный тыл.

Коммунистическая партия, руководимая В. И. Лениным, подняла весь советский народ на защиту завоеваний Октября. В короткий срок была создана Красная Армия, которая, несмотря на разруху в стране, оснащалась необходимым вооружением, в том числе бронеавтомобилями, бронепоездами, а затем и танками.

По указанию Советского правительства в 1918 году началось создание броневых автомобильных отрядов. 31 января 1918 года приказом Народного комиссариата по военным делам был образован первый центральный орган управления всеми броневыми частями Советской республики, сокращенно названный Центробронь.

Усилиями партии и правительства в течение 1918 года Красную Армию удалось значительно укрепить и оснастить, в том число и броневыми частями.

Уже к октябрю 1918 года армия имела на вооружении 23 бронепоезда и 37 броневых отрядов, в которых насчитывалось 150 броневых автомобилей, а в 1920 году было сформировано 52 бронеотряда и 103 бронепоезда.

Броневой автомобильный отряд обычно имел четыре бронеавтомобиля, из них три пулеметных и один пушечный, два-три мотоцикла, четыре автомашины и ремонтные [23] средства. В отряде насчитывалось до ста человек.

Первые броневые отряды предназначались для усиления кавалерийских полков и дивизий. В сентябре — октябре 1918 года при обороне Царицына несколько таких отрядов впервые были объединены в отдельную броневую колонну.

Этим наметилась линия на самостоятельное применение броневых частей.

Бронеотряды и бронепоезда, явившись предшественниками танковых войск, сыграли важную роль в борьбе против иностранной военной интервенции и в гражданской войне 1918-1920 годов.

Бронепоезда и бронеавтомобили успешно применялись на всех фронтах гражданской войны.

Наличие броневых частей не только усиливало мощь стрелковых и кавалерийских соединений, но и положительно влияло на их моральное состояние.

Много сил в производство и ремонт бронепоездов и бронемашин вложили рабочие Сормовского, Пермского, Путиловского и Ижорского заводов. Кроме того, бронирование паровозов и платформ осуществлялось на фронтах силами железнодорожников и красноармейцев, которые проявляли при этом удивительную находчивость.

Однако одних бронепоездов и бронеавтомобилей было недостаточно для борьбы с полчищами интервентов, вооруженных самым современным по тому времени вооружением и техникой, в том числе и танками. Поэтому Коммунистическая партия и Советское правительство приняли решение о создании своих танковых подразделений и частей.

В связи с этим в конце 1919 года было организовано отечественное производство танков. В. И. Ленин лично поставил задачу машиностроителям в кратчайший срок приступить к постройке советских танков. Это была трудная задача, которую пришлось решать в пору нехватки сырья и материалов.

Но Ленин, партия верили, что рабочие преодолеют все трудности.

В те времена Сормовский завод считался одним из самых мощных предприятий отечественной промышленности.

В конце 1919 года на заводе «Красное Сормово» были разработаны чертежи и технология производства бронированных машин.

Танки строились при участии заводов АМО (ныне автомобильный завод имени Лихачева) и Ижорского. Завод АМО изготовлял для танков двигатели, а Ижорский завод выпускал броневые листы. [24]

Владимир Ильич Ленин лично интересовался ходом производства первых советских танков. О состоянии работ ему докладывал Совет военной промышленности.

Конструкторам и промышленности пришлось преодолеть много трудностей при постройке первого отечественного танка: не хватало опыта изготовления сложных боевых машин и необходимого специального оборудования.

Однако, несмотря на это, через семь месяцев — 31 августа 1920 года — первый советский танк вышел из ворот завода. Он был назван «Борец за свободу тов. Ленин». Организация производства танков в такой короткий срок была крупнейшим достижением.

Трудовой подвиг завода «Красное Сормово» в труднейших условиях гражданской войны положил начало отечественному танкостроению. Вслед за первым танком было построено еще 14 однотипных, а один трофейный легкий танк был капитально отремонтирован и переоборудован.

По своим качествам сормовские легкие танки не уступали лучшим иностранным образцам того же типа, а по некоторым конструктивным особенностям и превосходили их. Так, [25] например, на советских машинах было установлено пушечно-пулеметное вооружение — 37-мм пушка и пулемет, а на иностранных такое вооружение появилось только в 1926-1930 годах.

Проекты танков разрабатывались и в других конструкторских бюро. В 1920 году был проведен конкурс, на котором первой премии удостоился проект плавающего танка, вооруженного 76-мм пушкой. Второй конкурс состоялся в 1922 году. На нем было рассмотрено семь проектов советских танков различных типов.

Таким образом, Советское государство в условиях разрухи, голода, тяжелой гражданской войны создало танки, о которых не могла и мечтать царская Россия.

Для укомплектования первых танковых частей Красной Армии использовались и трофейные танки, захваченные у интервентов в различное время.

Так, весной 1919 года под Одессой у французов были отбиты малые танки типа «Рено», а на Украине захвачены английские большие танки типа «Рикардо».

Одну из захваченных машин бойцы 2-й Украинской советской армии прислали в Москву в подарок В. И. Ленину. Танк демонстрировался на Красной площади в день 1 Мая.

Осенью 1919 года два десятка больших английских танков были отбиты у деникинцев. Большие и малые танки интервентов оказались в числе трофеев при разгроме Юденича и белогвардейщины на севере России.

В декабре 1919 года и в январе 1920 года войска Южного фронта захватили большое количество танков при освобождении Ростова-на-Дону, несколько машин различных типов было отбито у Врангеля и белополяков.

Таким образом, в 1920 году сложились условия, позволившие приступить к формированию танковых отрядов.

Первый штат танкового отряда был утвержден приказом Реввоенсовета 28 мая 1920 года. В отряд включались три танка, несколько автомашин, мотоциклы и железнодорожный состав. Наличие подвижного состава позволяло быстрее и без затрат моторесурсов выдвигать танки на нужное направление. Кроме того, учитывались и технические возможности танков, которые не могли еще совершать длительных маршей.

В наступлении танки использовались только для непосредственной поддержки пехоты. Атака проводилась [26] обычно под прикрытием артиллерийского огня или бронепоездов.

Впервые танки Красной Армии участвовали в бою 4 июля 1920 года у станции Зябки, в районе города Полоцк. При поддержке огня бронепоезда и артиллерии они совместно с пехотой прорвали оборону врага.

Удар танков и пехоты был развит конницей и бронеавтомобилями, которые обеспечили преследование отступавших в панике войск противника.

Танки применялись и при освобождении столицы Грузии Тифлиса 25 февраля 1921 года. Этот бой также отличался хорошо организованным взаимодействием танков с пехотой и бронепоездами. Как и в бою под Полоцком, бронепоезда отвлекали на себя артиллерийский огонь противника, тем самым помогая танкам успешнее выполнить боевую задачу.

По сравнению с первой мировой войной тактика Красной Армии во время гражданской войны была насыщена смелыми и решительными действиями.

Стремительные и лихие кавалерийские атаки красной конницы, использование бронепоездов и других средств поддержки придавали войне маневренный характер. В результате активные наступательные действия Красной Армии не позволили противнику перейти к позиционным формам борьбы.

Широко применялся не только маневр, но и, в частности, фланговые удары, а при прорыве фронта обороны противника — сосредоточенные удары.

Опыт использования в годы гражданской войны бронесил, в частности танков, был всесторонне исследован. Советское военное искусство в основном дало верную оценку новому роду войск и сделало все возможное для его дальнейшего совершенствования.

Уже в сентябре 1920 года была выпущена инструкция по применению танков, в которой предусматривалось их использование для прорыва укрепленных позиций противника, уничтожения проволочных и других видов заграждений, огневой поддержки своих войск, уничтожения связи и сообщений в тылу противника, захвата и удержания укрепленных пунктов до подхода своих войск и др.

В атаку танки должны были идти при поддержке огня артиллерии. Основным их назначением являлась непосредственная поддержка пехоты. Предусматривалось использование бронированных машин в обороне, а также для нанесения контратак. Несовершенство танков того времени, [27] прежде всего недостаточная скорость и малый запас хода, исключало возможность их использования для развития успеха.

Инструкция свидетельствует о том, что уже тогда советская военная мысль предвидела роль и значение бронесил — предшественников современных танковых войск.

Значительный вклад в создание советских танковых войск внесли работники управлений и ведомств, возглавивших становление броневых сил республики, Л. Е. Земеринг, Г. С. Котовский, Г. В. Един, М. С. Огоньян и многие другие.

Источник: http://www.zelezki.ru/interest/russiatank/2083-glava2.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector