Военный комиссариат, история создания и положение о работе

18.12.2015 00:01:00

В работу по патриотическому воспитанию молодежи должны включаться все слои и институты общества

  • Военный комиссариат, история создания и положение о работе Армия начинается с призывной комиссии. Фото Reuters
  • За весь период существования военных комиссариатов практически все мужское население и часть женского пола нашей страны в той или иной мере обязательно были связаны с ними.
  • СВЯЗЬ АРМИИ С НАРОДОМ

По объему и специфике выполняемых задач военные комиссариаты являются уникальным органом военного управления на местах не только в России, но и в мире.

Именно через них проходят незримые нити, связывающие армию с народом, с них начинается армия сегодняшнего дня и рождается армия будущего.

Для многих россиян военные комиссариаты являются символом, живой историей того, что могущество армии исходит из усилий всего народа.

Военный комиссариат – это территориальный орган Министерства обороны в субъектах Российской Федерации, являющийся основным источником воинского учета людских ресурсов, предназначенных для комплектования личным составом Вооруженных сил, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований России в мирное и в военное время.

Пролетают десятилетия, меняется государство, но решение задач по обеспечению безопасности нашей страны военными комиссариатами остается практически неизменным. Вместе с тем быстро меняющаяся сегодня политическая обстановка в мире диктует введение новых приоритетных направлений, что может вносить коррективы во все сферы жизнедеятельности этих уникальных структур.

На протяжении многих лет военкоматы во взаимодействии с органами исполнительной власти на местах разрабатывают планы проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на военное время, организуют воинский учет, призыв граждан на военную службу, бронирование рабочих и служащих за предприятиями в интересах Вооруженных сил и других силовых ведомств.

ГЛАВНОЕ – РАБОТА С ПРИЗЫВНИКАМИ

С истоков создания военных комиссариатов считалось, что военно-мобилизационная деятельность – это явление большой стратегии, от которой зависит судьба государства. А от четкости и слаженности работы этих структур напрямую зависит численность военнообученных резервов, возможности пополнения Вооруженных сил в ходе войны и формирование новых соединений и частей.

В ближайшее время в военных комиссариатах будет запущен механизм пребывания граждан в мобилизационном людском резерве. (Постановление правительства РФ № 933  «Положение о порядке пребывания граждан в мобилизационном людском резерве».

) Это совершенно новая для нашего государства структура добровольного поступления запасников в резервное войско, которая значительно увеличит объем работы военкомата с воинскими соединениями и частями по их укомплектованию указанным контингентом.

Огромный пласт работы выполняют сегодня военкоматы по учету граждан, принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества в зонах вооруженных конфликтов, а также лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий.

Осуществляется учет военнослужащих, утративших трудоспособность при прохождении военной службы по призыву, оформляются соответствующие документы, позволяющие помочь им в решении социально-бытовых вопросов. Готовятся документы, и организуется вручение наград военнослужащим запаса, фронтовикам.

Работники военкомата участвуют в увековечении памяти погибших при защите Отечества, приводят в порядок места воинских захоронений.

Осуществляют пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных действующим законодательством.

Постоянно осуществляется аттестация граждан, пребывающих в запасе, для присвоения им первого и очередного воинского звания офицера.

Несмотря на созданные пункты набора по контракту, основную работу по обеспечению войск данной категорией военнослужащих на практике продолжают осуществлять военкоматы.

Однако особое место в их работе сегодня занимает организация и проведение призыва граждан на военную службу. Именно здесь сотрудничество со всеми органами, учреждениями и общественными организациями, которые в той или иной мере участвуют в этой работе, особенно плодотворно.

Именно здесь привитие молодежи правосознания, неуклонности соблюдения ими действующего законодательства по вопросам обороны, а также постоянная работа по повышению престижа военной службы среди них являются приоритетными направлениями работы военкоматов.

Именно здесь юноша реально познает основы правового воспитания – свои права и обязанности перед государством.

Благодаря предпринятым в последние годы шагам по совершенствованию допризывной подготовки юношей к военной службе военкоматы обеспечили гарантированное, качественное комплектование Вооруженных сил и других войск физически, морально и психологически подготовленным пополнением, обладающим положительной мотивацией к прохождению военной службы.

Военный комиссариат является одним из координаторов подготовки молодежи к военной службе в стране на уровне районного и субъектового звеньев.

Именно он совместно с местными органами на местах проводит целенаправленную работу по формированию у допризывной и призывной молодежи преданности Родине и готовности к ее защите.

Принимает активное участие в популяризации здорового образа жизни и спортивно-массовых мероприятий.

ПАТРИОТАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ

Патриотическое воспитание молодого поколения – это долгосрочная программа, а настоящий патриотизм без определенной идеологии и постоянной информационной поддержки невозможен.

Государству необходимо вкладывать в нее деньги, поскольку это одна из основных задач любой страны, которая хочет воспитать новое поколение, способное выполнить и отстоять все ведущие направления своего развития в будущем.

Именно сегодня, в условиях информационного противоборства и пропагандистских атак наших «либерал-доброжелателей» по негативному освещению патриотической и военно-патриотической тематики в отношении молодого поколения в нашей стране, назрела необходимость принятия новых форм конкурентной борьбы с ними.

Ведь поддержание и распространение негатива по этим вопросам продолжается действиями ряда правозащитных организаций и общественных объединений, а также некоторыми радио- и телеканалами. На различных сайтах в Интернете публикуются своеобразные информационные коктейли, состоящие из искаженных и непроверенных фактов, а также откровенной лжи по вопросам военного строительства государства.

Именно поэтому для освещения (доведения) военной и военно-патриотической тематики до большинства российской молодежи, на мой взгляд, необходимо принятие срочных мер по привлечению Интернет-ресурсов для системной работы военкоматов в постоянно изменяющемся информационном поле.

В первую очередь имеется в виду широкое использование в работе с молодежью социальных сетей, которые сегодня являются неотъемлемой частью их жизни. В настоящее время до них проще и удобней донести информацию через Интернет, а не по телефону или через родителей.

Печатные СМИ сегодня не очень популярны среди них, поскольку юноши в меньшей степени читают газеты, а для получения различной информации чаще используют интернет-ресурсы.

На этом пространстве необходимо создание атмосферы современного информационного диалога с молодежью с целью организации точечной работы по противодействию появляющейся заведомо негативной и ложной информации по армейской тематике и по искажению исторических событий в жизни нашего государства.

Нам необходимо постоянно находиться в готовности к обязательным разъяснениям реальной позиции Минобороны по разным публикациям, регулярно размещать на различных сайтах, наиболее посещаемых молодежью, информационные материалы, способствующие повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву и контракту. И это нужно было делать еще вчера.

В социальных сетях необходимо изменить сложившуюся ситуацию, при которой любое положительное освещение военно-патриотической темы вызывает шквал негативных высказываний от имени закодированных «правдолюбов».

Подобное информационное противоборство происходит практически во всех субъектах Российской Федерации, особенно в городах-мегаполисах.

Именно поэтому одним из шагов по реальному противодействию появляющейся негативной информации может быть организация в соцсетях системной работы военных комиссариатов как структуры, наиболее близкой и понятной абсолютному большинству допризывной и призывной молодежи.

Общая модель создания такой системы в военных комиссариатах субъектов может быть создана с учетом численности населения в регионе в составе 3–5 человек.

Этой группе необходимо будет постоянно размещать в социальных сетях фото- и видеоматериалы, освещающие работу военкомата по проведению таких мероприятий, как дни призывника, пятидневные сборы учащихся, процесс обучения в ДОСААФ, процесс отправки призывников на сборный пункт и в войска, а также работу различных патриотических общественных объединений.

Устраивать тематические обсуждения по наиболее значимым историческим датам страны. Кроме того, возможны и опубликования списков по районам тех граждан, которые длительное время не являются в военкомат по вызовам (уклонистов).

Организовывать также встречи уволенных с военной службы граждан в социальных сетях, для того чтобы они делились впечатлениями о прохождении ими военной службы с допризывниками. Приглашать в группу призывников, их родителей.

Такие меры значительно расширят круг общения военкомата с призывным контингентом, позволят формировать необходимое армии общественное мнение по привлекательности армейской службы не только по призыву, но и по контракту, окажут существенную помощь юношам при принятии ими решения о поступлении в военные училища.

Именно привлечение Интернет-ресурса сегодня может быть использовано в военкоматах с наибольшей пользой для создания устойчивого положительного имиджа Вооруженных сил Российской Федерации, а такое общение значительно сократит переписку военкомата, снизив количество жалоб и заявлений.

Кроме того, военный комиссариат станет реальным проводником идей строительства современной армии среди населения страны, особенно среди молодежи, доводя до них информацию из первоисточников через социальные сети.  

Источник: http://nvo.ng.ru/forces/2015-12-18/10_voenkomat.html

История создания военных комисса

История создания военных комиссариатов уходит в далекое прошлое нашей страны. Со второй половины девятнадцатого века,

Одним из центральных вопросов в истории русской армии были военные реформы, главный смысл которых заключался в стремлении к резкому сокращению численности войск  в мирное время  и созданию условий для максимально быстрого развертывания  вооруженных сил во время войны.

Постепенный рост обученных  резервов потребовал создания органов, которые могли бы их учитывать и направлять в войска для прохождения учебных сборов и по мобилизации. Такие органы впервые в Российской империи были созданы в 1864 году.

После победы Октябрьской социалистической революции важнейшей задачей Советского государства стало создание вооруженных сил,  способных защищать завоевания революции.

Необходимым условием организации могучей армии было создание ее военно-административных органов, ведающих военно-мобилизационной и учетно-призывной работой в соответствующих административно-территориальных  образованиях.

Создание Рабоче-крестьянской  Красной Армии, 80-летие которой мы все торжественно недавно отметили, не могло продвигаться вперед без введения в стране новой системы военного управления. Для руководства формированием армии в январе 1918 г. была утверждена Всероссийская коллегия.

С января 1918 года организацией Красной Армии занимались военные отделы Советов. При исполнительном комитете Тульских Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов организуются следующие комиссариаты (отделы) 1. Управления. 2. Финансов. 3. Земельный. 4. Военный.

Однако многочисленные, без профессионально подготовленных кадров военных специалистов они имели разнообразную структуру, слабую связь между собой, их действия не были централизованы.

25-26 марта 1918 года под руководством Иванова-Вознесенского губернского военного комиссара И. В. Фрунзе состоялось совещание губернских военных отделов Московского военного округа, на котором  обсуждались вопросы быстрейшей и рациональной реорганизации всего местного военно-административного аппарата.

  • Материалы совещания легли в основу Декрета Советов Народных Комиссаров от 8 апреля 1918 года  «О волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатах по военным делам». В нем подчеркивалось: «Для проведения в жизнь мероприятий по учету  годного к военной службе населения, его призыву, формированию вооруженной силы Российской Советской Республики, обучению поголовно всех рабочих и не эксплуатирующих чужого труда крестьян военному делу, управлению войсками, предназначенными для обслуживания местных нужд и установлению материальных потребностей военного снабжения Советских Военных Комиссаров постановляет:
  • «Учредить волостные, уездные, губернские и окружные комиссариаты по военным делам определив круг их деятельности и предметы ведения.
  • В распоряжении губернского комиссариата по военным делам состояли все Вооруженные Силы, военные учреждения, лазареты, госпитали, склады и запасы имущества, предназначенные для военных нужд губернии».
  • Не была исключением и наша Тульская губерния.

Постановлением губернского исполнительного комитета от 16 апреля 1918 года губернским военным комиссаром назначается Г.Н.Каминский, который уже 20 апреля своим приказом по войскам Тульского гарнизона указал.

Читайте также:  Категория годности г к военной службе, что она означает

§1. Сего числа я вступил в исполнение обязанностей комиссара по военным делам Тульской губернии…

§2. Своим заместителем по военному комиссариату назначаю тов. Оськина. Таким образом, первым военным комиссаром губернии стал Каминский, однако, фактически обязанности военкома исполнял Оськин Дмитрий Прокофьевич- Тульский губернский военный комиссар в 1918-1919 годах.

  1. В других регионах страны военные комиссариаты стали создаваться с середины мая.
  2. 18 мая СНК и ВЦИК потребовали от всех местных Советов безоговорочного исполнения декрета о военных комиссариатах.
  3. Отгремела гражданская война.
  4. Коренной реформе подверглись и местные органы военного управления.
  5. До военной реформы губернский военкомат являлся высшим военно-административным органом губернии.

Введение территориально-милиционной системы потребовало улучшить работу с военнообязанными, не только, когда они находились на сборах, но и когда были в отпусках. Тем самым устанавливались более тесные связи командиров соединений и частей с военными комиссарами.

            Осенью 1939 года был принят новый Закон '' О всеобщей воинской обязанности '' . Военные комиссариаты, опираясь на закон, провели большую работу накануне войны по подготовке молодежи к военной службе.

  •             Великая Отечественная война – самая тяжелая и жестокая из всех войн, когда-либо пережитых нашей страной, явилась великим испытанием и для военных комиссариатов.
  •             В первые дни войны на территории нашего Московского военного округа было объявлено военное положение.
  •             Перелистывая героические страницы боевой летописи Великой Отечественной войны, мы задаем себе вопросы:
  • Кто в годы войны обеспечил проведение войсковой мобилизации, пополнение личным составом действующей армии и запасных частей?
  • Кто комплектовал военные училища и учебные центры?
  • Кто обеспечивал организацию оборонно-массовой и военно-патриотической работы среди призывников и допризывной молодежи, подготовку ее к военной службе?
  • Кто осуществлял контроль за организацией учета и бронирования военнообязанных на предприятиях и в учреждениях?
  • Кто учитывал людские и народнохозяйственные ресурсы, пригодные для нужд армии?

Это делали военные комиссариаты. И делали успешно.

Военные комиссариаты провели большую работу по выполнению постановления Государственного комитета обороны от 17 сентября 1941 года '' О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР '' ,подготовив в системе Всеобуча сотни тысяч стрелков, пулеметчиков, бронебойщиков, минометчиков, связистов и других специалистов.

Ответственным участком работы военных комиссариатов было также пенсионное обеспечение семей военнослужащих и выплата денег по денежным аттестатам, оказание им материальной и другой помощи, трудоустройство инвалидов войны, помощь им в получении жилья, рассмотрение и разрешение жалоб, заявлений военнообязанных, военнослужащих, призывников, инвалидов войны, членов семей военнослужащих и воинов, погибших в боях за Родину и другие. В гуще событий лихолетья были военные комиссариаты Тульской области. 329904 человека были призваны и отправлены на военную службу. Славные сыны и дочери Тульской области воевали за Родину на всех Фронтах Великой Отечественной войны. 180969 туляков не вернулись к родному очагу.

Все они поименно названы в 13 томах Тульской областной Книги Памяти, издание которой в целом успешно завершено.

Более 80 тысяч наших земляков были награждены боевыми орденами и медалями. 258 человек удостоены Звания Героя Советского Союза. Трое из них награждены Золотой Звездой дважды. Это Борис Феоктистович Сафонов, Иван Алексеевич Воробьёв, Михаил Георгиевич Фомичев. 41 туляк стал полным кавалером орденов Славы.

Разгромом Фашистской Германии и милитаристской Японии закончилась вторая мировая война.

На основе закона ''О демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии'' принятого 23 июня 1945 г.

ХП сессией Верховного Совета СССР, демобилизации подлежали 33 призывных возраста в шесть очередей. Вначале должны были уволиться военнослужащие 13 старших возрастов.

При этом демобилизацию требовалось провести в короткие сроки без ущерба для боевой готовности войск.

Военкоматы и отделы государственного обеспечения исполкома городских  и районных Советов всячески старались улучшить материально-бытовое положение семей демобилизованных. При активном содействии военкоматов ремонтировались дома и квартиры, колхозами выделялся скот, выдавались единовременные пособия. Работа по трудоустройству велась в очень больших масштабах.

Военные комиссариаты всегда особое внимание уделяли увековечению памяти бойцов и командиров, погибших в боях. Они устанавливают места захоронений, совместно с органами власти, воинскими частями проводят работу по благоустройству воинских кладбищ и братских могил. Только на нашей территории Тульской области 433 воинских захоронений, в которых покоится прах 49720 воинов.

Появление новых видов техники и оружия требовало новых подходов в подготовке молодежи к службе в армии.

Развивались шефские связи с воинскими частями. Призывники соревновались за право служить именно в подшефных частях.

Военные комиссариаты на высоком уровне организовывали проводы призывников, которые буквально превращались в народные праздники и оставляли в сердцах будущих воинов незабываемые впечатления. Особенно высоких показателей в подготовке юношей к военной службе добилась в 60-е годы и наша Тульская область.

В настоящее время Российская Федерация переживает сложный и ответственный период своего развития. Как показывает исторический опыт, в переломные эпохи жизни нашей страны, Вооруженные Силы всегда подвергались глубокому реформированию.

16 июля 1997 года Президент России подписал Указ ''О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры'' В условиях проведения военной реформы возрастает место и роль мобилизационной готовности. Сегодня наше руководство волнует и качество      призывников

Военкоматы сегодня не только связующее звено между армией и народом, но и рабочие органы Генерального штаба Вооруженных Сил России. Именно с военных комиссариатов начинается армия, начинается путь человека в ее ряды. Военкоматы обеспечивают координацию усилий военных и гражданских властей по укомплектованию Вооруженных Сил.

С принятием в 1996 году Федерального Закона РФ ''Об обороне'' значительно возросли функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны Эти органы обеспечивают исполнение всеми государственными структурами, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами Российской Федерации законодательства в области обороны.

Военные комиссариаты Тульской области не являются исключением. Сотни офицеров, лиц гражданского персонала честно, добросовестно и с усердием выполняют возложенные на них обязанности.

30% военных комиссаров имеют высшее военное образование, более 50% офицеров в возрасте до 40 лет.

Успешно выполняют свои обязанности ветераны военной службы: РАСКОСОВ Николай Михайлович, ПОДОПРИГОРА Дмитрий Иванович, ОСИПОВА Татьяна Филипповна, КРАСНОПЕРОВ Александр Николаевич и многие другие. 

.В нашей области сложилась четкая система работы по взаимодействию с различными структурами власти, средствами массовой информации, общественными организациями, воинскими частями и учреждениями в интересах выполнения задач, стоящих перед военными комиссариатами.

  1. Проходят годы, меняются политики, происходят перемены в общественно-экономическом укладе жизни общества, но Россия как государство будет всегда, пока есть Вооруженные Силы, есть военные комиссариаты, способные непосредственно исполнять задачи оборонного характера
  2. Положение о военных комиссариатах утверждено Указом Президента Российской Федерации от 15,, 10,,1999 года №1372,.
  3. На военные комиссариаты в интересах Вооруженных Сил РФ и других войск возлагаются:

1.     
Разработка планов проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов, предложений по вопросам удовлетворения мобилизационных потребностей для ВС РФ и других войск за счет местных ресурсов исходя из возможностей области, а также совершенствование базы мобилизационного развертывания.

2.     
Проведение призыва людских ресурсов, поставка транспорта в сроки и объемах, установленных мобилизационным планом накопление людских ресурсов на военное время с целью комплектования соединений, воинских частей и подразделений ВС РФ и других войск по мобилизационному плану,,

3.     
Участие совместно с ГИБДД в проведении государственного технического осмотра автотранспортных средств, отобранных по спискам военных комиссариатов к поставке в ВС РФ и другие войска.

4.     
Контроль за накоплением предприятиями индивидуальных комплектов запасных частей и принадлежностей для отобранной к поставке техники, а также за готовностью предприятий» автомобильных колонн войскового типа к выполнению мобилизационного задания по поставке техники в ВС РФ и другие войска.

5.

     
Проведение практических занятий с гражданами, пребывающими в запасе и предназначенными для, доукомплектования военного комиссариата до штатов военного времени, привлекаемыми в аппарат усиления, с работниками кадровых и военно-учетных органов предприятий, а также врачами-специалистами, средним медицинским персоналом и техническими работниками, привлекаемыми для обеспечения мобилизационных мероприятий, подготовки и призыва граждан на военную службу и отбора для поступления на военную службу по контракту, а также на военные сборы.

6.     
Обеспечение своевременного и полного выполнения планов призыва граждан на военную службу и их отправки в ВС РФ и другие войска, а также планов отбора граждан для поступления на военную службу по контракту.

7.     
Участие совместно с органами здравоохранения  в контроле за медицинским обследованием и освидетельствованием граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет или призыву на военную службу.

8.     
Содействие образовательным учреждениям среднего (полного) общего образования и образовательным учреждениям начального и среднего профессионального образования в проведении обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе.

                            назад

Источник: http://obg-19.narod.ru/regcomp/voenkomat.htm

Военные Комиссариаты: история создания и развития. 1918—2018 гг

Аннотация. В статье на основе архивных источников, материалов и документов центральных и местных органов военного управления, исторической и специальной литературы проанализирован процесс становления и развития военных комиссариатов России, Советского Союза и Российской Федерации в 1918—2018 гг. В тесной взаимосвязи со строительством Вооружённых сил показаны изменения, происходившие в структуре военных комиссариатов, их роль и место в общей системе органов, осуществляющих деятельность по обеспечению безопасности нашего государства.

Summary.

On the basis of archival sources, materials and documents of central and local bodies of military control, historical and special literature, the article analyses the process of formation and development of military commissariats of Russia, the Soviet Union and the Russian Federation in 1918-2018.

In close interconnection with the Armed Forces’ development, the article shows the changes that had taken place in the structure of military commissariats, their role and place in the general system of bodies carrying out activities to ensure the security of our state.

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Бурдинский Евгений Владимирович—врио начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, генерал-лейтенант

(Москва.E-mail: gomu_11n_2@mil.ru);

Каменев Павел Владимирович— начальник 11 направления Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, полковник

(Москва.E-mail: gomu_11n_2@mil.ru);

Безугольный Алексей Юрьевич— старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, кандидат исторических наук

(Москва.E-mail: besu111@yandex.ru);

Дайнес Владимир Оттович— ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, кандидат исторических наук

(Москва.E-mail: daiwlad@yandex.ru).

ВОЕННЫЕ КОМИССАРИАТЫ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ. 19182018 гг.

Структура местных органов военного управления, их место и роль постоянно менялись на протяжении всей истории Российской армии.

Они прошли сложный путь от центральных органов — Разрядного и Поместного приказов, ведавших вопросами комплектования армии, до территориальных органов Минобороны России — современных военных комиссариатов.

Эти изменения были обусловлены менявшимися принципами комплектования и постоянным совершенствованием организационной структуры армии.

Военные реформы, проведённые Иваном IV Грозным в середине XVI века, впервые в Российском государстве обеспечили создание войска, ставшего общегосударственной структурой, проводившей средствами вооружённой борьбы политику всего государства, а не отдельного княжества, класса, военного союза, группы людей.

Читайте также:  Как стать снайпером в армии россии, особенности профессии

Установление единых правил организации войска и порядка его комплектования потребовало создания соответствующих органов управления этой работой. Формированием полков в годы войны стал заниматься Приказ военных дел. С ним сотрудничали Разрядный приказ, имевший росписи стрельцов и старослужащих солдат, а также Поместный приказ, где хранились переписи1.

В этот период были упорядочены системы комплектования и военной службы в поместном войске, введено централизованное управление армией. Главным итогом военных реформ стало формирование принципиально новой, по-настоящему государственной военной организации.

Начатые Иваном Грозным реформы в системе комплектования армии продолжил Пётр I. Основу его военных реформ составило введение в 1699 году рекрутской системы комплектования.

В отличие от даточного набора воинская повинность на основе рекрутского набора распространялась на всё население, за исключением духовенства.

Причём основная тяжесть наборов легла на посадское население, на крепостных и государственных крестьян.

Рекрутская повинность для того времени была самой передовой системой комплектования.

Она обеспечивала российской регулярной армии превосходство над западноевропейскими армиями, комплектовавшимся на основе наёмно-вербовочной системы. С незначительными изменениями (сокращение сроков службы в 1795 г.

до 25 лет и до 20 лет в 1834 г.) рекрутская система существовала в России до введения в 1874 году всеобщей воинской повинности.

Планированием и организацией набора людей в армию в те периоды занимались соответствующие приказы, а в последующем и департаменты Военного министерства.

Как таковой системы местных органов военного управления не существовало.

Для непосредственного отбора рекрутов с учётом состояния здоровья (по внешнему осмотру), а также сопровождения их в армию назначались кадровые офицеры из войск, которые для этого въезжали в районы комплектования.

Александр II манифестом от 13 января 1874 года обнародовал «Устав о воинской повинности», который заменил рекрутскую повинность на всеобщую.

Согласно уставу обязательную военную службу теперь должны были нести россияне всех сословий.

Воинская повинность распространялась на всё мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий, т.е. она приобретала всесословный и личный характер.

Для регулярных сухопутных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы. Отслужившие этот срок увольнялись в запас на 9 лет, а по истечении этого срока зачислялись в ополчение до 40-летнего возраста. Для флота были определены 7-летний срок действительной службы и 3 года пребывания в запасе.

Указанные реформы значительно увеличили нагрузку по учёту и призыву как граждан на военную службу, так и конского состава.

Для организации и проведения ежегодных призывов в 1874 году были созданы губернские (областные), городские (в столицах и некоторых больших городах) и уездные по воинской повинности присутствия, подчинявшиеся земскому отделу МВД, в составе которого имелось специальное управление по делам о воинской повинности.

В губерниях вопросами призыва ведали генерал-губернаторы, обладавшие всей полнотой военной и административной власти. Уездные воинские начальники являлись членами уездных по воинской повинности присутствий. По сути, воинские присутствия можно назвать прообразом военных комиссариатов, образованных в 1918 году.

Главный штаб Военного министерства осуществлял развёрстку призывников между губерниями, которая доводилась для исполнения губернским гражданским и воинским начальникам. Губернские присутствия руководили и контролировали деятельность уездных и городских присутствий. Уездные воинские присутствия возглавляли уездные предводители дворянства.

После завершения призыва губернские по воинской повинности присутствия обязаны были представить в МВД общий отчёт к 15 февраля, а по сибирским губерниям — к 1 апреля.

Введение всесословной воинской повинности в 1874 году явилось ключевым событием военных реформ 1860—1870 гг., которое коренным образом изменило облик Русской Императорской армии, привело к увеличению её боевой мощи и ввело мобилизационную составляющую. В докладе о деятельности Военного министерства за 1880 год Д.А.

 Милютин писал Александру II: «В настоящее время наша армия мирного времени приняла характер, свойственный армиям Европейских государств, комплектуемых по общеобязательной воинской повинности.

Она представляет, в сущности, только кадр, который служит школою для военного образования проходящей через него массы молодёжи и из которого развивается в случае войны громадная сила»2.

Устав о воинской повинности 1874 года показал свою жизнеспособность и просуществовал практически без изменений до начала XX века.

Октябрьская революция 1917 года разрушила вековые устои Российской империи и отразилась на деятельности всех государственных институтов, в том числе и на вооружённых силах.

Руководство партии большевиков, свергнув 7 ноября 1917 года Временное правительство, пришло к власти со своими взглядами на государственное устройство и управление.

Началась работа по созданию новых вооружённых сил и формированию органов военного управления.

Декретом СНК РСФСР от 28 января 1918 года была организована Красная армия, формировавшаяся в первые месяцы на добровольческой основе3. 8 апреля 1918 года Совнарком принял разработанный Высшим военным советом Декрет «Об учреждении волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатов по военным делам»4.

22 апреля он был утверждён на заседании ВЦИК.

В декрете указывалось, что в задачу комиссариатов по военным делам5 входит проведение в жизнь «мероприятий по учёту годного к военной службе населения, его призыву, формированию вооружённой силы Российской Советской Республики, обучению поголовно всех рабочих и не эксплуатирующих чужого труда крестьян военному делу, управлению войсками, предназначенными для обслуживания местных нужд, и удовлетворению материальных потребностей военного снабжения». Таким образом, новые органы местного военного управления в отличие от военных отделов должны были решать более широкий круг задач.

Комиссариаты по военным делам различных уровней создавались в составе двух комиссаров по военным делам и военного руководителя.

Волостные, уездные и губернские комиссариаты формировались соответственно волостными, уездными и губернскими Советами рабочих и крестьянских депутатов, а окружные комиссариаты (прообразы военно-окружных управлений, получивших это наименование позднее) — Наркоматом по военным делам.

Образование комиссариатов по военным делам было не формальным актом замены военных отделов Советов новыми учреждениями, а созданием единой, строго централизованной системы военно-административного управления страны.

Кроме того, в отличие от военных отделов, создававшихся только в губернских и уездных Советах, новые органы военного управления были образованы и в волостном, и в окружном звеньях.

Это существенно расширяло мобилизационную и организаторскую базу Вооружённых сил, так как к военному строительству привлекались тысячи низовых Советов и миллионы трудящихся крестьян.

С мая 1918 года окружные военкоматы были подчинены вновь созданному Всероссийскому главному штабу (Всероглавштаб, ВГШ), ведавшему организацией Красной армии. Непосредственно работу военкоматов координировал мобилизационный отдел (с ноября 1918 г. — Мобилизационное управление) Организационного управления Всероглавштаба6.

29 июля 1918 года в соответствии с положениями Конституции РСФСР В.И. Ленин подписал Декрет СНК «О принятии на учёт годных к военной службе граждан в возрасте от 18 до 40 лет»7.

Для проведения этой работы вводились в действие утвержденные Народным комиссариатом по военным делам «Временное руководство для учёта военнообязанных» и «Порядок введения в действие означенного Временного руководства».

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Полное собрание законов Российской империи. Т. IV. СПб., 1830. № 2036.

2 Всеподданнейший доклад о деятельности Военного министерства за 1880 год. Б/м, б/г. С. 37.

3 Декреты Советской власти. Т. І. М., 1957. С. 66.

4Там же. Т. II. С. 63.

5 Позднее комиссариаты по военным делам получили наименование военные комиссариаты (военкоматы).

6 Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 73. Оп. 34. Д. 10. Л. 1 об.

7 Декреты Советской власти. Т. III. М., 1964. С. 108.

Источник: http://history.milportal.ru/voennye-komissariaty-istoriya-sozdaniya-i-razvitiya-1918-2018-gg/

История создания военного комиссариата

История создания системы местного военного управления берет отсчет со времени царствования Александра II — царя-освободителя, который отменил крепостное право.

Это повлекло за собой множество реформ, в том числе и военную, проводившуюся под руководством военного министра Д.А.Милютина.

Она подразумевала резкое сокращение численности войск в мирное время и создание условий для их максимально быстрого развертывания во время войны.

В ходе реформы Армии и Флота существовавшая в России система рекрутского набора была заменена с 1 января 1874 года всеобщей воинской повинностью.

После октября 1917 года местные органы военного управления, как и вся система власти и управления, были, в основном, ликвидированы. Руководство всеми делами на местах, в том числе военными, брали на себя Советы.

Так Совет рабочих и солдатских депутатов в г. Екатеринбурге 24 ноября 1917 года постановил образовать военный отдел под руководством известного большевика Ф.И.

Голощекина, которому поручалось управление всеми делами местного гарнизона.

8 апреля 1918 года Советом Народных Комиссаров принимается Декрет об учреждении волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатов по военным делам, на основании которого в течение года на территории Советской республики создаются 7 окружных, 39 губернских, 385 уездных и 7 тысяч волостных военных комиссариатов. (В соответствии с Указом Президента РФ № 549 от 2006 года 8 апреля установлен как профессиональный праздник сотрудников военных комиссариатов).

Летом 1918 года большая часть Урала бала захвачена белогвардейцами, 25 июля пал Екатеринбург. Все учреждения Уральской области, в том числе и облвоенкомат, были упразднены.

14 июля 1919 года Екатеринбург был освобожден.

Прибывший в Екатеринбург П.Некрасов 30 июля 1919 года подписал приказ №1 о вступлении во временное исполнение обязанностей губернского комиссара по военным делам и о немедленной организации уездных и волостных комиссариатов по всей губернии.

  • День 30 июля установлен как День военного комиссариата Свердловской области.
  • Уже через неделю губвоенком доложил в штаб округа о том, что завершено восстановление уездных военных комиссариатов и создаются волостные, налаживаются учет военнообязанных и военное обучение населения, идет сбор оставленного на местах боев оружия.
  • В подчинении губвоенкомата тогда находились: Алапаевский, Верхотурский, Екатеринбургский, Ирбитский, Каменск-Уральский Красноуфимский, Камышловский, Надеждинский (ныне Серовский), Нижнетагильский, Шадринский уездные военные комиссариаты.

Жизнь постепенно брала свое, страна переходила на мирное положение. После гражданской войны Красная Армия насчитывала 5,5 миллионов человек, и встал вопрос об организованном проведении демобилизации. Это был важнейший участок деятельности военкоматов.

  1. В 1923-1925 годах осуществлен переход к новой смешанной системе комплектования Красной Армии, при которой наряду с кадровыми соединениями и частями формировались территориально-милиционные соединения.
  2. В 1925 году принят Закон об обязательной военной службе.
  3. Одной из важных задач в деятельности военкоматов стала задача призыва граждан на действительную военную службу, организация и проведение допризывной и вневойсковой подготовки.

В 1935 году создаются новые военные округа, в том числе Уральский. К тому времени огромная по территории Уральская область была разукрупнена и появились три новые области, в том числе Свердловская (17 января 1934 года).

В июле-августе 1938 года формируется Свердловский облвоенкомат, количество райгорвоенкоматов увеличивается до 30, а к середине 1941 года — до 48. В областном центре вместо одного на весь город создается пять райвоенкоматов.

Война выдвинула перед военными комиссариатами совершенно новые задачи. Величайшим испытанием их дееспособности стало проведение мобилизации военнообязанных 1905-1918 г.г. рождения.

В августе 1941 года объявляется мобилизация военнообязанных 1890-1904 годов и призывников до 1923 года рождения. Только в сентябре-октябре 41-го в Свердловской области было сформировано три стрелковых дивизии.

Всего в годы Великой Отечественной войны на фронт было отправлено 732 473 свердловчанина, 207 673 – не вернулись домой.

Большое внимание уделялось и перерегистрации всех военнообязанных для выявления уклоняющихся от военного учета, потерявших право на отсрочки, а также переосвидетельствовать годных к нестроевой службе и негодных с исключением с учета.

Из-за огромных потерь на фронте армии требовались обученные резервы. Поэтому с началом войны советское руководство вновь, как и в годы Гражданской войны, обратилось к идее всеобщего военного обучения населения.

Читайте также:  Капитан первого, второго, третьего ранга на российском флоте

В годы войны Урал стал не только главным арсеналом Красной армии, но и настоящей кузницей боевых резервов. «В подготовке резервов для Красной Армии Урал уже сыграл и играет колоссальную роль, — писала газета «Красная Звезда» 27 марта 1942 года. — Именно на Урале возросло и обучилось военному делу много новых дивизий и бригад».

1943 год вошел особой страницей в историю Урала — был сформирован Особый Уральский Добровольческий танковый корпус имени И.В.Сталина.

Наряду с проведением призыва по мобилизации, поставкой автотранспорта в войска, сопровождавшейся большими трудностями, формированием строительных батальонов из военнообязанных старших возрастов, которые строили новые и расширяли действующие промышленные предприятия, военные комиссариаты области провели большую работу по организации сети госпиталей и комплектованию их кадрами.

Всего на территории области было развернуто и укомплектовано 43 госпиталя. В период войны на облвоенкомат и горрайвоенкоматы была возложена большая и ответственная работа по приему и устройству эвакуированных семей военнослужащих из прифронтовой полосы. Всего было принято 24 тысячи 148 семей.

Переход страны от войны к миру затронул все стороны жизни Вооруженных Сил СССР, но, несмотря на это, на нашу страну, и Свердловскую область в частности, обрушились еще несколько серьезных испытаний: боевые действия в Демократической Республике Афганистан, Чеченская война, Грузино-Абхазский конфликт.

Но не только боевые действия требовали от военкоматов максимального напряжения и оперативного решения поставленных задач. 26 апреля 1986 года в г. Чернобыле произошла трагедия на АЭС – самая страшная за историю человечества техногенная катастрофа. Весь Советский Союз откликнулся на беду.

Райвоенкоматы с первых суток призывали и отправляли специалистов на ликвидацию последствий аварии.

Не оставался в стороне от важных исторических событий и личный состав военных комиссариатов Свердловской области: 82 военнослужащих в период прохождения службы направлялись в зоны вооруженных конфликтов и на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС.

Уральская земля гордится своими Героями: 66 полных кавалеров ордена Славы трех степеней, 401 Герой Советского Союза, 35 Героев Российской Федерации достойно вписали свои имена в историю страны.

С 2009 года в штате только гражданский персонал, 80% которого составляют женщины. В Свердловской области в результате оптимизации структуры и штатной численности 58 военных комиссариатов с 30 декабря 2006 года были сокращены до 31 военкомата в 2016 году.

Изменяется содержание задач, но неизменными остается роль военных комиссариатов, их предназначение и специфика как местных органов военного управления.

Сегодня военный комиссариат Свердловской области – это сложный, отлаженный организм, решающий многопрофильные задачи.

По содержанию, характеру и объему выполняемых задач он служит связующим звеном между воинскими частями, местной администрацией и населением.

В его деятельность наряду с оправдавшими себя положительными традиционными формами и методами работы постоянно внедряется все новое и передовое.

Источник: http://v-salda.ru/about/5085/

«От дружины — к армии». История создания органов военного управления

Общество 18:10, 05 апреля 2018

Ратная служба на Руси исстари считалась уделом и «привилегией избранных» — достойных и свободных граждан, наделенных правом носить оружие и лично выступать на защиту Отечества. Так формировались первые русские великокняжеские дружины Святослава, Владимира Мономаха, Александра Невского, Минина и Пожарского, мужественно отстаивающие от врагов каждую пядь земли.

Затем развитие основ государственности вызвало необходимость организации массовой защиты территорий и привело к потребности в создании постоянного и могучего войска. 315 лет тому назад, в 1698 г., великий российский реформатор Петр I упразднил стрелецкие полки, состоявшие из «даточных и вольных охочих людей», и учредил комплектование войск на основе обязательной службы.

Тем самым было положено начало создания в России постоянной, регулярной армии. Позднее, в 1874 г., была введена всеобщая личная воинская повинность, окончательно закрепившая этот принцип комплектования войск.

Одновременно с развитием регулярной российской армии на рубеже XVIII-XIX вв. формировались и специальные органы ее комплектования.

Предшественниками известных нам военных комиссариатов явились так называемые «воинские присутствия».

Они создавались в соответствии с административным делением и подразделялись на губернские (областные), уездные (окружные) и городские. Уездные и городские воинские присутствия считались низовыми звеньями.

Вышестоящие, т. е.

губернские или областные воинские присутствия осуществляли общее наблюдение за правильным ходом призыва, давали раскладку назначенного губернии числа новобранцев между призывными участками, проводили медицинское переосвидетельствование, рассматривали жалобы на уездные или городские присутствия и готовили общий отчет о выполнении призыва в Управление по делам о воинской повинности главного военного ведомства.

В состав этих органов обязательно входили губернатор или городской голова, предводитель местного дворянства, земской управы, прокурор или судебный исполнитель, воинский начальник (представитель местного гарнизона) и делопроизводитель. Привлекались также два медика: гражданский и военный.

По сути, в таком виде воинские присутствия российской армии сохранили свои структуру и задачи вплоть до начала XX века, и первой серьезной проверкой была мобилизация 1914 г.

Для нужд Красной армии

С рождением молодого Советского государства в 1917 году сразу встал вопрос о его защите от внешних и внутренних врагов. Руководствуясь словами вождя большевиков В.И. Ленина, что «всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться», новая власть приняла меры к созданию собственных вооруженных сил.

Сначала был введен добровольный порядок поступления в Красную Гвардию.

Однако разразившаяся вскоре Гражданская война и иностранная интервенция вынудили изменить порядок комплектования, и тогда основным способом комплектования Красной Армии становится зачисление на военную службу по призыву или мобилизации, то есть в порядке воинской обязанности.

Вот здесь и возникла необходимость создать специальные органы, которые занимались бы вопросами комплектования новой армии. 12 января 1918 года. Народный Комиссар по военным и морским делам Л.Д. Троцкий предписал всем местным Советам создать военные отделы, открыть сеть вербовочных пунктов и организовать запись добровольцев в Красную Армию.

15 января 1918 года вышел в свет декрет Совета Народных Комиссаров об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а 29 января 1918 года — декрет об организации Рабоче-Крестьянского Красного Флота. В этой связи было необходимо провести реорганизацию системы местного военного управления.

20 января 1918 года вышло постановление Народного Комиссариата внутренних дел о ликвидации губернских и уездных присутствий по воинской повинности. Дела по пенсионному обеспечению семей фронтовиков, а также инвалидов войны передавались отделам призрения Советов, дела по обложению военным налогом лиц, освобожденных от воинской службы, — в финансовые отделы местных Советов.

  • Приказом Народного Комиссариата по военным и морским делам от 22 января 1918 года упразднены военно-окружные советы военных округов с передачей их функций военным отделам Советов.
  • Приказом Наркомвоена от 25 января 1918 года расформированы управления местных бригад, а управления уездных воинских начальников включены в состав уездных Советов с переименованием их в учетные отделы этих Советов.
  • В разработанном Наркомвоеном проекте инструкции местным Советам по созданию Красной Армии, датированном 28 января 1918 года, указывалось: «Создание Красной Армии и управление ею на местах возлагается на местные волостные, уездные, губернские и областные (краевые) Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, для чего при этих Советах создаются военные отделы».
  • Таким образом, в январе 1918 года был принят ряд важных постановлений, провозгласивших ликвидацию старой системы и передачу военной власти на местах в руки Советов.

Декретом Совета Народных Комиссаров от 8 aпреля 1918 г. учреждаются волостные, уездные, губернские и окружные комиссариаты по военным делам. С этого времени начинается история военных комиссариатов.

В декрете было указано, что они создаются для проведения в жизнь мероприятий по учету годного к военной службе населения, его призыву, формированию вооруженной силы Российской Советской Республики, обучению поголовно всех рабочих и трудящихся военному делу, управлению войсками, предназначенными для обслуживания местных нужд и удовлетворению материальных потребностей военного снабжения. Декретом утверждалось положение о комиссариатах по военным делам, им были определены система, основные функции, порядок об разования и подчинения этих органов.

Комиссариаты по военным делам на местах создавались Советами рабочих солдатских и крестьянских депутатов в составе двух комиссаров и одного военного руководителя. Один из комиссаров назначался уездным военным комиссаром. Он подчинялся вышестоящему военному комиссару и отчитывался перед ним.

Таким образом, декретом Совета Народных Комиссаров от 8 апреля 1918 г. и Положением о комиссариатах по военным делам была учреждена единая самостоятельная, стройная система местных органов военного управления.

Преодолевая сопротивление

В конце апреля — начале мая началось формирование губернских военных комиссариатов. Смоленский губернский военный комиссариат был создан 9 мая 1918 г.

декретом Малого Совета исполкома Совета Западной области и Смоленского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов путем преобразования и слияния в губвоенкомат Смоленского штаба Красной Армии, гарнизонного управления и штабов других воинских частей.

Во главе губернского комиссариата был поставлен Александр Федорович Мясников (с 1914 по 1917 г. служил прапорщиком в русской армии; с марта 1917 г. — член РСДРП(б), с декабря 1917 г.

— командующий Западным фронтом, председатель исполнительного комитета Западного фронта, с мая 1918 г. — Смоленский губернский комиссар по военным делам).

С 10 мая Смоленский губернский комиссариат по военным делам начал свою работу.

Становление советских органов местного военного управления шло с большими трудностями как в целом по стране, так и в Смоленской губернии. В условиях разрухи многого не хватало. Население встречало нововведения часто враждебно, саботировало выполнение требований новой власти, а нередко и оказывало открытое вооруженное сопротивление.

Тем не менее на 1 июля 1918 г. на территории Смоленской губернии работало 13 уездных военкоматов: в Бельском, Велижском, Вяземском, Гжатском, Дорогобужском, Ельнинском, Поречском, Починковском, Сычевском и других уездах.

28 октября 1918 г. Московский окружной комиссариат доложил в народный комиссариат по военным делам, что в Смоленской губернии сформированы и все волостные комиссариаты.

В годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции военные комиссариаты вели интенсивную, огромную по масштабам и объему работу по мобилизации и комплектованию частей и соединений Красной Армии, их отправке на фронт, материальному снабжению войск, сбору у населения оружия, военного имущества и теплых вещей, созданию военных складов и организации снабжения всем необходимым формируемых частей Красной Армии. Для проведения этой работы в составе военкоматов были образованы отделы снабжения и вооружения.

Руководствуясь указаниями В.И. Ленина, ВЦИК РСФСР 22 апреля 1918 г. издал Декрет «Об обязательном обучении военному искусству». Военное обучение рабочих и крестьян по декрету от 22 апреля на местах также было возложено на военные комиссариаты. Для этого в их составе были образованы отделы всеобуч и были введены должности инструкторов.

В селах и деревнях, на предприятиях и в учреждениях по месту жительства и работы военнообязанных уездвоенкоматы создали бюро всеобуча и военноучебные пункты.

Между войнами

С окончанием Гражданской войны требования поменялись. 10 июля 1922 г. приказом Реввоенсовета Республики для военкоматов были введены новые положения и штаты. Функции военных комиссариатов сводились к учету людских ресурсов, лошадей, повозок, упряжи, разработке соображений по проведению мобилизации.

В 1924 г. ЦИК и СНК СССР были изданы несколько постановлений: «О военно-конской и военно-повозочной повинностях» от 11.01.1924 г., «О военно-транспортной повинности»

Источник: https://www.rabochy-put.ru/society/99034-ot-druzhiny-k-armii-istoriya-sozdaniya-organov-voennogo-upravleniya-.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector