Жилищное обеспечение военнослужащих вс рф, основные моменты

Жилищное
обеспечение военнослужащих Вооруженных
Сил Российской Федерации

ВОПРОСЫ:

1. Жилищное обеспечение в Вооруженных
Силах РФ.

2. Накопительно-ипотечная система
жилищного обеспечения.

В конце прошлого года на совещании с
членами Правительства Президент России
Владимир Путин поднял тему обеспечения
военнослужащих жильем. Он сказал: «Мы
знаем, что в Вооруженных Силах немало
проблем социального характера, но, судя
по всему, самой острой, основной все-таки
является обеспечение военнослужащих
жильем».

1

Общий порядок жилищного обеспечения
военнослужащих регулируется статьей
15 Федерального закона «О статусе
военнослужащих». На основании этого
документа государство гарантирует
предоставление военнослужащим и членам
их семей жилых помещений.

  • В случае отсутствия таковых воинские
    части арендуют жилые помещения для
    обеспечения военнослужащих и совместно
    проживающих с ними членов их семей или
    по желанию военнослужащих ежемесячно
    выплачивают им денежную компенсацию
    за наем (поднаем) жилых помещений в
    следующих размерах:
  • — в Москве и Санкт-Петербурге -1500 руб.;
  • — в других городах и районных центрах —
    1200 руб.;
  • — в прочих населенных пунктах -900 руб.
  • В случае проживания совместно с
    получателем пособия трех и более членов
    семьи размеры денежной компенсации за
    наем (поднаем) жилых помещений повышаются
    на 50 процентов.

По данным Управления информации и
общественных связей МО РФ, в настоящее
время количество бесквартирных семей
военнослужащих Вооруженных Сил РФ,
необеспеченных постоянным жильем, -80,6
тысяч, служебным жильем -49,8 тысяч. И 32
тысячи семей военнослужащих нуждаются
в улучшении жилищных условий. В целом
требуется обеспечить жильем около 161,4
тысячи семей.

Жилищное обеспечение увольняемых
военнослужащих осуществляется в основном
путем реализации программы «Государственные
жилищные сертификаты», которая за 1998 —
2005 гг. позволила обеспечить жильем около
60 тысяч семей военнослужащих. Эта
программа рассматривается как один из
самых эффективных механизмов решения
жилищной проблемы. В настоящее время
ее действие продлено до 2010 года.

В ближайшие годы в Министерстве обороны
РФ предусматривается решать жилищную
проблему военнослужащих по следующим
основным направлениям:

— обеспечение жильем бесквартирных
военнослужащих, заключивших контракт
до 1 января 1998 года. Имеющиеся перед ними
обязательства будут погашаться в рамках
действующего законодательства путем
предоставления жилья для постоянного
проживания.

Военнослужащие, поступившие
на военную службу после 1 января 1998 г.

,
обеспечиваются служебными жилыми
помещениями на весь срок военной службы
в соответствии с нормами, установленными
федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации;

  1. — формирование фонда жилых служебных
    помещений под штатную численность
    воинских частей и соединений. Служебное
    жилье здесь будет предоставляться
    только на период прохождения военной
    службы;
  2. — создание эффективного рыночного
    механизма, позволяющего реализовать
    права военнослужащих на получение жилья
    в собственность по завершении службы.
  3. При этом планируется использовать
    современные и эффективные подходы, в
    числе которых:
  4. • оказание государственной поддержки
    военнослужащим для приобретения ими
    жилья с помощью ипотечных кредитов;
  5. • создание условий для привлечения
    инвесторов в целях формирования жилищного
    фонда вне военных городков и размещения
    военнослужащих на условиях аренды или
    найма;
  6. • повышение эффективности управления
    имеющимся жилым фондом.

По сообщению Управления информации и
общественных связей МО РФ приоритетным
направлением в деятельности
военно-строительного комплекса
Министерства обороны РФ в ближайшие
годы будет обеспечение военнослужащих
служебными жилыми помещениями. До 2015
года планируется создать служебный
жилищный фонд в объеме 334 тысяч квартир,
что с учетом уже имеющихся составит 480
тысяч под планируемую штатную численность.

В первую очередь формирование служебного
жилого фонда предусматривается в пунктах
дислокации воинских частей и соединений
постоянной боевой готовности. В дальнейшем
этот фонд будет создаваться и в других
воинских частях, подлежащих переводу
на контрактный способ комплектования.

  • Основными источниками формирования
    фонда служебного жилья являются:
  • — строительство и приобретение его по
    собственному плану Министерства обороны
    РФ, в первую очередь — в закрытых военных
    городках;
  • — оптимизация существующего служебного
    жилого фонда, а также получение жилья
    путем реализации инвестиционных
    проектов;
  • — формирование фонда арендного жилья
    для размещения военнослужащих в крупных
    городах и административных центрах.

В связи с тем, что существующая ранее
система жилищного обеспечения
военнослужащих вступила в определенное
противоречие с экономическими
возможностями госу- , дарства, Министерство
обороны РФ выбрало иные пути решения
этой проблемы. Наряду с дополнительными
мерами по увеличению ассигнований,
направляемых на финансирование
строительства жилья, будет осуществляться
переход на накопительную систему
обеспечения жильем военнослужащих.

  1. 2
  2. С 1 января 2005 года начала действовать
    накопительно-ипотечная система жилищного
    обеспечения, которая пока никак не
    повлияла на существующие программы
    обеспечения жильем военнослужащих.
  3. То есть накопительно-ипотечная система
    явилась не заменой, а дополнением ныне
    действующих, особенно в части обеспечения
    служебным жильем.

Правовые основы новой системы определены
Федеральным законом № 117-ФЗ от 20 августа
2004 г. «О накопительно-ипотечной системе
жилищного обеспечения военнослужащих».

  • Основными задачами новой системы
    обеспечения военнослужащих жильем
    являются:
  • 1. Переход от обеспечения военнослужащих
    за счет государства отдельными квартирами
    к накоплению денежных средств для
    приобретения жилья в собственность по
    избранному месту жительства;
  • 2. Возможность приобретения жилья в
    собственность уже через три года участия
    в ипотечно-накопительной системе за
    счет ипотеки;

3. Стабилизация и закрепление военных
кадров, прежде всего офицеров, на основе
стимулирования военнослужащих в
продолжение военной службы.

Решение этих задач базируется на
следующих принципах:

— основанием для включения военнослужащего
в реестр участников является выполненное
в письменной форме обращение об их
включении в реестр участников;

— ежегодное перечисление денежных
средств на именные накопительные счета
военнослужащих для приобретения жилья;
объем ежегодных начислений будет
эквивалентен примерно 3 кв. метрам жилого
помещения.

При этом он будет ориентирован
(индексирован с учетом инфляции) на
накопление средств, достаточных для
приобретения через 20 лет службы квартиры
общей площадью 54 кв. метра (в 2005 году
накопления составили порядка 37 тыс.

рублей на одного военнослужащего);

— если военнослужащий увольняется до
достижения 10 лет выслуги, то он теряет
право на получение накопленных средств.
В период между 10 и 20 годами службы в
случае увольнения по уважительной
причине (организационно-штатные
мероприятия, состояние здоровья и др.)
военнослужащий имеет право получить
накопленные средства для решения
жилищного вопроса самостоятельно;

— накопленные средства по желанию
военнослужащего могут быть использованы
по истечении трех лет после его включения
в накопительно-ипотечную систему для
приобретения жилья в собственность с
использованием целевого жилищного
займа (ипотечного кредита).

Кредит
предоставляется банком под залог
приобретаемого жилья. При этом процесс
накопления средств продолжается,
постепенно погашая полученный ипотечный
кредит.

Если и после погашения кредита
военнослужащий продолжает службу, то
за счет вновь накопленных средств он
может повысить комфортность и размеры
приобретенного жилья.

Предполагается осуществлять накопление
денежных средств по следующей схеме.
На основании Федерального закона «О
накопительно-ипотечной системе жилищного
обеспечения военнослужащих» ежегодно
в федеральном бюджете предусматриваются
ассигнования, предназначенные для
начисления на именные накопительные
счета участников системы.

Распорядителями этих средств являются
федеральные органы исполнительной
власти, в которых законом предусмотрена
военная служба. По заявке этих органов
бюджетные средства передаются на
отдельный счет специально создаваемого
уполномоченного федерального органа
управления системой.

  1. Далее эти денежные средства передаются
    в доверительное управление управляющим
    компаниям для получения инвестиционного
    дохода с целью наращивания накоплений.
  2. По поручению военнослужащего они могут
    быть направлены на оплату покупаемого
    им жилья или первоначального взноса по
    ипотечному кредиту.
  3. Накопительно-ипотечная система
    предоставляет военнослужащему возможность
    выбора между накоплением за все время
    службы и приобретением жилья во время
    службы с помощью ипотечного кредита.
  4. При этом накопление средств осуществляется
    в обязательном порядке, а участие
    военнослужащих в ипотеке на добровольной
    основе.
  • Участниками накопительно-ипотечной
    системы становятся (схема):
  • — лица, окончившие военные образовательные
    учреждения профессионального образования
    и получившие в связи с этим первое
    воинское звание офицера после 1 января
    2005 года;
  • — офицеры, призванные на военную службу
    из запаса, или поступившие в добровольном
    порядке на военную службу из запаса и
    заключившие первый контракт о прохождении
    военной службы после 1 января 2005 года;
  • — прапорщики и мичманы по достижении
    ими трех лет общей продолжительности
    военной службы по контракту при условии
    заключения первого контракта о прохождении
    военной службы не ранее 1 января 2002 года;
  • — сержанты и старшины, солдаты и матросы,
    заключившие второй контракт о прохождении
    военной службы не ранее 1 января 2005 года,
    изъявившие желание стать участниками
    накопительно-ипотечной системы.

Военнослужащим — участникам
накопительно-ипотечной системы будет
гарантироваться накопление средств
для приобретения постоянного жилья в
собственность на персональных счетах.
Сумма за 17 лет накоплений позволит
каждому участнику после увольнения
приобрести в собственность жилье.

Бюджетные средства накапливаются на
персональном счете военнослужащего
весь период прохождения им военной
службы. После трех лет участия в
накопительной системе военнослужащий
получает право на получение ипотечного
кредита для приобретения жилья с
использованием уже накопленных средств.
В дальнейшем основную часть долга по
ипотечному кредиту будет погашать
государство.

При этом военнослужащий будет заинтересован
в том, чтобы служить как можно дольше,
так как сумма перечисляемых государством
средств прямо пропорциональна
продолжительности срока службы.

При
досрочном расторжении контракта по
инициативе военнослужащего он будет
обязан погасить сумму ипотечного кредита
за счет личных средств.

Одновременно с
этим он должен будет вернуть государству
перечисленные из бюджета на его
персональный счет средства.

С учетом начала функционирования
накопительно-ипотечной системы начиная
с 2005 года первые военнослужащие смогут
приобретать квартиры с помощью ипотечных
кредитов уже в 2008 году.

Это особенно актуально сегодня для
крупных административных центров, в
которых отсутствует фонд служебных
жилых помещений. В последующем
приобретенное за счет ипотечного кредита
жилье останется у военнослужащего в
собственности, и в случае его перевода
к новому месту службы за ним остается
право на получение служебного жилья.

  1. Главным преимуществом использования
    ипотеки является возможность покупки
    квартиры в собственность в любое время,
    вне зависимости от окончания срока
    службы, а также выбор месторасположения
    и размера жилья в соответствии с желанием
    и возможностями военнослужащего.
  2. Кроме того, ипотека позволяет снять
    риск обесценивания накапливаемых
    средств за весь период службы.
  3. Использование ипотеки позволяет
    зафиксировать цену и площадь жилья и
    избежать отставания роста накоплений
    от роста цен на жилье.

Военнослужащий может в любой момент
взять в банке ипотечный кредит для
покупки квартиры при наличии личных
сбережений в размере 30% от стоимости
квартиры на первоначальный взнос.
Участнику накопительно-ипотечной
системы государство оказывает помощь
в накоплении необходимой суммы для
первоначального взноса.

Первоначальный взнос на покупку жилья
будет финансироваться за счет накоплений
в первые годы (не менее 3-х лет) на
персональном счете военнослужащего.
Дальнейшие ежегодные взносы государства
военнослужащий использует на платежи
по ипотечному кредиту.

  • В случае вовлечения личных сбережений,
    по желанию военнослужащего, можно либо
    приблизить срок покупки, либо увеличить
    площадь приобретаемого жилья.
  • Таким образом, преимущество
    накопительно-ипотечной системы по
    сравнению с действующим порядком
    заключается в адресном целевом
    использовании денежных средств,
    направляемых на решение жилищной
    проблемы, и установлении зависимости
    качества приобретаемого жилья от
    продолжительности военной службы.
  • Только комплексный подход к решению
    жилищного вопроса по реализации имеющихся
    обязательств государства по обеспечению
    постоянным жильем увольняемых
    военнослужащих, формированию фонда
    служебных жилых помещений для
    военнослужащих, продолжающих службу,
    и переход к накопительно-ипотечной
    системе жилищного обеспечения будет
    способствовать созданию Вооруженных
    Сил, отвечающих требованиям XXI века.
  • Методические рекомендации
Читайте также:  Военный комиссариат, история создания и положение о работе

Учитывая, что рассматриваемая тема
занятия интересует почти всех слушателей,
руководителю группы общественно-государственной
подготовки необходимо подойти к изучению
материала творчески.

Желательно построить
занятие таким образом, чтобы в ходе его
проведения рассказать слушателям о
сложившейся ситуации с обеспечением
военнослужащих жилыми помещениями в
гарнизоне, в котором слушатели проходят
службу.

Раскрывая первый вопрос лекции, необходимо
заострить внимание слушателей на том,
что военнослужащие, подлежащие обеспечению
жилыми помещениями, делятся на тех, кто
заключил контракт до 1 января 1998 года,
и на тех, кто заключил его после этой
даты. Важно разъяснить слушателям, в
чем отличие этих категорий военнослужащих.

  1. При освещении второго вопроса важно
    подробно рассказать слушателям о
    механизме действия ипотеки.
  2. В ходе проведения семинарских занятий
    следует ответить на интересующие вопросы
    слушателей группы общественно-государственной
    подготовки и, если есть возможность,
    пригласить на занятие специалистов,
    которые занимаются вопросами организации
    накопительно-ипотечной системы жилищного
    обеспечения военнослужащих в части.
  3. Рекомендуемая литература:

1. Справочный материал «Организация
реализации в Министерстве обороны
Российской Федерации Федерального
закона «О накопительно-ипотечной системе
жилищного обеспечения военнослужащих»
// «Красная звезда» от 24 сентября 2005 г.

2. Федеральный закон 117-ФЗ от
20 августа 2004 г. «О накопительно-ипотечной
системе жилищного обеспечения
военнослужащих».

3. Приказ министра обороны № 220 от 8
июня 2005 г. «Об утверждении Инструкции
о формировании и ведении реестра
участников накопительно-ипотечной
системы жилищного обеспечения
военнослужащих Вооруженных Сил Российской
Федерации» // «Красная звезда» от 8
октября 2005 г.

4. Приказ министра обороны № 225 от 8
июня 2005 г. «О документах, необходимых
для формирования реестра участников
накопительно-ипотечной системы жилищного
обеспечения военнослужащих Министерством
обороны Российской Федерации, федеральными
органами исполнительной власти, в
которых федеральным законом предусмотрена
военная служба» // «Красная звезда» от
8 октября 2005 г.

5. Приказ министра обороны № 256 от 23
июня 2005 г. «Об утверждении Инструкции
по подготовке сведений о количестве
участников накопительно-ипотечной
системы жилищного обеспечения
военнослужащих Вооруженных Сил Российской
Федерации для формирования бюджетной
проектировки» // «Красная звезда» от 8
октября 2005 г.

6. Квартирный вопрос. Ответ из Кремля.
// «Красная звезда» от 1 декабря 2005 г.

  • Подполковник
  • Александр ГОРДИЕВСКИЙ,
  • старший редактор редакции журнала
    «Ориентир»
  • «Ориентир» 2006.03

Источник: https://studfile.net/preview/2482342/

Жилищное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих

Одной из самых сложных социальных проблем в Вооруженных Силах Российской Федерации является обеспечение жильем военнослужащих и членов их семей. В настоящее время 122,4 тысячи военнослужащих и членов их семей все еще нуждаются в постоянном или служебном жилье. Жилищные сертификаты, как и ипотечно-накопительная система обеспечения жильем, не способны полностью снять проблему.

Цена квадратного метра жилья, заложенная в эти документы, намного ниже его рыночной стоимости, что не предоставляет абсолютному большинству военнослужащих возможность улучшить свои жилищные условия.

Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, находясь в октябре прошлого года на военных учениях в Баренцевом море, заявил: «Если это жилищный сертификат, то это должен быть реальный жилищный сертификат, который позволяет купить квартиру в том месте, где это необходимо. Так что жилищный сертификат должен покрывать 100 процентов стоимости, мы из этого и будем исходить.

Потому что лучше уж чуть медленнее эту программу делать, но чтобы она была реалистичнее, иначе какой смысл эти сертификаты давать». В апреле 2008 года в Министерстве обороны РФ утверждена Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года.

В соответствии с ней разработан Стратегический план «Улучшение жилищных условий военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и членов их семей на период до 2020 года», основными целями которого являются: 1) предоставление постоянного жилья военнослужащим, заключившим контракт до 1 января 1998 года; 2) создание в 2012 году служебного фонда под штатную численность воинских частей и соединений; 3) обеспечение функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Для решения поставленных задач Министерство обороны РФ в 2008 — 2010 годах в рамках Государственного оборонного заказа планирует получить 67 тыс. квартир. Кроме того, в настоящее время проводится работа по размещению государственных заказов на приобретение и долевое участие в строительстве жилья за счет средств, полученных в результате реализации высвобождаемого недвижимого имущества. Общий порядок жилищного обеспечения военнослужащих регулируется статьей 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих». На основании данного законодательного акта государство гарантирует предоставление военнослужащим и членам их семей жилых помещений. Порядок обеспечения жильем регламентируется приказом министра обороны Российской Федерации №80 от 15 февраля 2000 г. «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации». Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ), введенный в действие с 1 марта 2005 г., подразделяет государственный жилищный фонд, в зависимости от целей использования, на жилищный фонд социального использования и специализированный жилищный фонд. Предоставление военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений жилищного фонда социального использования (по договорам социального найма) осуществляется в соответствии со статьями 51 и 57 ЖК РФ. Основания для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма определяются, исходя из уровня обеспеченности их жильем. Суммарная общая площадь всех жилых помещений, занимаемых военнослужащими (или) членами их семей по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, учитывается как при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и при определении размера жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, по нормам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В случае отсутствия служебного жилья воинские части арендуют жилые помещения или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 909 от 31 декабря 2004 г. «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей» (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что денежная компенсация выплачивается в размере, не превышающем: — в городах Москве и Санкт-Петербурге — 15000 рублей; — в других городах и районных центрах — 3600 рублей; — в прочих населенных пунктах -2700 рублей. Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50%, если вместе с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, проживают три и более членов семьи. В соответствии с п. 8 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» при получении жилого помещения имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером от 15 до 25 квадратных метров следующие военнослужащие: — офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями; — командиры воинских частей; — военнослужащие, имеющие почетные звания РФ; — военнослужащие — преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования; — военнослужащие — научные работники, имеющие ученые степени или ученые звания. Согласно ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. Военнослужащему, общая продолжительность службы которого составляет 10 лет и более, подлежащему увольнению с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями в последний год военной службы Минобороны (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по его желанию выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством РФ. При предоставлении жилого помещения инвалидам учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации человека, состояние его здоровья, а также другие обстоятельства (этажность, приближение к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных, близких и т. п.). Проблема с обеспечением жильем военнослужащих с 2004 года решается в рамках подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004 -2010 годы». Она входит в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы» и утверждена Постановлением Правительства РФ № 700 от 20.11 2003 г. Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы утверждены Постановлением Правительства РФ № 522 от 7.10.2004 г. Она рассматривается как один из самых эффективных механизмов решения жилищной проблемы. Распорядитель счета (участник подпрограммы ГЖС) имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья на территории субъекта РФ, указанного в сертификате, у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение.

В ближайшие годы в Министерстве обороны РФ предусматривается решать жилищную проблему военнослужащих по следующим основным направлениям: — обеспечение жильем бесквартирных военнослужащих и членов их семей, заключивших контракт до 1 января 1998 года.

Имеющиеся перед ними обязательства будут погашаться в рамках действующего законодательства путем предоставления жилья для постоянного проживания. Военнослужащие, поступившие на военную службу после 1 января 1998 г.

, обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Читайте также:  Берут ли в армию с плохим зрением, рассматриваем основные патологии

— формирование фонда жилых служебных помещений под штатную численность воинских частей и соединений. Служебное жилье здесь будет предоставляться только на период прохождения военной службы; — создание эффективного рыночного механизма, позволяющего реализовать права военнослужащих на получение жилья в собственность по завершении службы.

При этом планируется использовать современные и эффективные подходы, в числе которых: — оказание государственной поддержки военнослужащим для приобретения ими жилья с помощью ипотечных кредитов;

— создание условий для привлечения инвесторов в целях формирования жилищного фонда вне военных городков и размещения военнослужащих на условиях аренды или найма; — повышение эффективности управления имеющимся жилым фондом.

До 2015 года планируется создать служебный жилищный фонд в объеме 334 тысячи квартир, что с учетом уже имеющихся составит 480 тысяч под планируемую штатную численность ВС РФ. Основными источниками формирования фонда служебного жилья являются:— строительство и приобретение его по собственному плану Министерства обороны РФ, в первую очередь, в закрытых военных городках;

— оптимизация существующего служебного жилого фонда, а также получение жилья путем реализации инвестиционных проектов; — формирование фонда арендного жилья для размещения военнослужащих в крупных городах и административных центрах. В первую очередь, формирование служебного жилого фонда предусматривается в пунктах дислокации воинских частей и соединений постоянной боевой готовности. В дальнейшем этот фонд будет создаваться и в других воинских частях, подлежащих переводу на контрактный способ комплектования. Наряду с дополнительными мерами по увеличению ассигнований, направляемых на финансирование строительства жилья, будет осуществляться переход на накопительную систему обеспечения жильем военнослужащих. В связи с тем, что существующая ранее система жилищного обеспечения военнослужащих вступила в определенное противоречие с экономическими возможностями государства, Министерство обороны РФ выбрало иные пути решения этой проблемы. За счет всех источников финансирования в 2009 году планируется приобрести 32 тыс. квартир для обеспечения нуждающихся в жилье военнослужащих и членов их семей, из них около 22 тыс. квартир для постоянного проживания и 10 тыс. служебных квартир.

В этой связи бывший заместитель министра обороны РФ по финансово-экономической работе Любовь Куделина в марте 2009 года заявила, что «жилищное обеспечение, строительство и ремонт объектов военной и социальной инфраструктуры является приоритетным направлением выделения средств в бюджете 2009 года, и на указанные цели предусмотрены ассигнования в объеме 81 млрд. рублей. Расходы на жилье сокращаться не будут ни при каких условиях».

Источник: http://goup32441.narod.ru/files/ogp/001_oporn_konspekt/2009/2009-07-2.html

Порядок обеспечения жильем военнослужащих

Особую значимость приобретает обеспечение жильем военнослужащих на современном этапе развития военной организации российского общества, характеризующегося, с одной стороны, оптимизацией структуры Вооруженных Сил, с другой – совершенствованием системы всестороннего обеспечения военнослужащих всем необходимым для выполнения возложенных на них обязанностей.

Под жилищным обеспечением военнослужащих понимается целенаправленная деятельность уполномоченных органов управления и должностных лиц по их снабжению и совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениями по нормам и в порядке, установленном действующим законодательством.

Общий порядок жилищного обеспечения военнослужащих регулируется статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

На основании этого документа государство гарантирует предоставление военнослужащим и членам их семей жилых помещений.

Порядок обеспечения жильем регламентируется приказом министра обороны Российской Федерации № 80 от 15 февраля 2000 г. «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации».

 Предоставление военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений жилищного фонда социального использования (по договорам социального найма) осуществляется в соответствии со статьями 51 и 57 Жилищного кодекса РФ. Основания для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма определяются исходя из уровня обеспеченности их жильем.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

  • военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;
  • офицеры, призванные на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей;
  • прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В нем оговаривается порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

За военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.

Военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются бесплатно жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности. Это жилье они получают на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в собственность или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

  • Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.
  • Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
  • Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения или общежития.

В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Источник: https://plankonspekt.ru/vs/ogp-vs/poryadok-obespecheniya-zhilem-voennosluzhashchikh.html

Кассационное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 11.08.2016 N 204-КГ6-1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 августа 2016 г. N 204-КГ6-1

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Крупнова И.В.,

судей Замашнюка А.Н., Сокерина С.Г.

при секретаре Замолоцких В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя заместителя начальника федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее — ФГКУ «Центррегионжилье») на решение Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 30 октября 2015 г.

и апелляционное определение Уральского окружного военного суда от 12 января 2016 г. по делу об оспаривании бывшим военнослужащим 47 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации майором запаса Крутем А.А.

решения заместителя начальника ФГКУ «Центррегионжилье», связанного с предоставлением субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная субсидия).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Сокерина С.Г.

, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя ФГКУ «Центррегионжилье» Ивановой Н.О.

в поддержку кассационной жалобы, объяснения административного истца Крутя А.А., полагавшего необходимым отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое судебное рассмотрение, Судебная коллегия

установила:

решением Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 30 октября 2015 г. частично удовлетворено заявление Крутя, в котором он просил признать незаконным решение заместителя начальника ФГКУ «Центррегионжилье» от 25 июня 2015 г.

N 1105 о выплате ему жилищной субсидии, исходя из норматива общей площади жилого помещения в 6,5 кв. м, рассчитанного на состав семьи три человека с учетом квартиры общей площадью 47,5 кв.

м, полученной Крутем за счет государственного жилищного фонда в собственность ранее даты принятия на жилищный учет.

При этом суд пришел к выводу о наличии оснований для учета общей площади не всего указанного жилого помещения, а 2/3 долей жилья, и обязал ФГКУ «Центррегионжилье» принять решение о предоставлении административному истцу жилищной субсидии на состав семьи три человека исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 22,33 кв. м.

Апелляционным определением Уральского окружного военного суда от 12 января 2016 г. решение гарнизонного военного суда изменено. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости учета общей площади всей вышеуказанной квартиры.

При этом произвел расчет жилищной субсидии с учетом интересов совершеннолетней дочери административного истца, на жилищном учете в качестве члена его семьи не состоящей, и возложил на ФГКУ «Центррегионжилье» обязанность принять решение о предоставлении административному истцу жилищной субсидии на состав семьи четыре человека, с уменьшением норматива общей площади на 47,5 кв.

Читайте также:  Штраф за неявку в военкомат, сколько придется заплатить

м, то есть исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 24,5 кв. м. В остальной части решение гарнизонного военного суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель заместителя начальника ФГКУ «Центррегионжилье» — Чаловская Е.В. просит судебные постановления отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать.

В обоснование своей позиции она ссылается на необходимость учета при предоставлении жилищной субсидии Крутю общей площади всего полученного им за счет государственного жилищного фонда и затем приватизированного жилого помещения, а не его части, как это указано в обжалуемых судебных постановлениях.

С приведением собственного анализа правовых норм, которыми, по мнению автора кассационной жалобы, урегулированы спорные правоотношения сторон, представитель административного ответчика утверждает в жалобе о том, что выводы судов обусловлены ошибочным толкованием норм материального права.

Наряду с этим указывает на несоответствие толкования судами норм материального права существу разъяснений, которые даны Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 27 постановления от 29 мая 2014 г.

N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих».

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2016 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

По делу установлено, что в период прохождения военной службы Крутю в 1992 г. на состав семьи три человека (сам административный истец, его супруга и дочь) за счет жилищного фонда Верхнесалдинского завода химических емкостей, являющегося государственным предприятием, то есть за счет государства, была предоставлена квартира общей площадью 47,5 кв. м, расположенная по адресу: .

В июне 1993 г. Круть с согласия супруги приобрел данное жилье в собственность в порядке приватизации.

В связи с рождением в г. сына Круть в 2003 г. был признан нуждающимся в жилом помещении ввиду обеспеченности жильем на каждого члена семьи ниже учетной нормы. В 2005 году Круть подарил приватизированную им квартиру своей дочери, к тому времени достигшей совершеннолетнего возраста.

На основании вступившего в законную силу решения Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 28 октября 2014 г. Круть с составом семьи три человека признан нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства.

В 2014 г. Круть выразил желание реализовать свое право на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии.

Решением заместителя начальника ФГКУ «Центррегионжилье» от 25 июня 2015 г. N 1105 жилищная субсидия Крутю предоставлена на состав семьи из расчета 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, за вычетом 47,5 кв. м общей площади вышеуказанного жилого помещения, то есть исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 6,5 кв. м.

Признавая незаконным данное решение заместителя начальника ФГКУ «Центррегионжилье», гарнизонный военный суд и суд апелляционной инстанции исходили из того, что положения пункта 16 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» допускают возможность учета не общей площади полученного военнослужащим от государства жилья, а лишь его части в определенных долях, на которые при разделе общего имущества между участниками совместной собственности и выделе из него долей те потенциально могли бы претендовать.

Такие выводы гарнизонного военного суда и судебной коллегии окружного военного суда основаны на неправильном применении норм материального права.

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим — гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более — по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного Федерального закона.

Пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что обеспечение жилым помещением вышеуказанных военнослужащих осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Абзацем вторым пункта 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г.

N 76, установлено, что норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 Правил, уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности.

Таким образом, приведенные правовые нормы устанавливают, что, претендуя на получение жилого помещения на основании пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», соответствующие военнослужащие в любом случае обязаны сдать ранее предоставленное им от государства жилое помещение. При невозможности сдачи такого помещения по различным причинам, в частности, из-за обращения их в свою собственность в порядке приватизации, реализация их права на получение нового жилого помещения путем предоставления жилищной субсидии производится с зачетом ранее полученного от государства жилья. При этом совершение военнослужащим действий по отчуждению такого жилья не влечет аннулирование необходимости его учета при решении вопроса о возможности получении им жилых помещений от государства в последующем.

Такое истолкование материального закона корреспондируется с подпунктом «д» пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 N 1054 (ред. от 24.12.2014), согласно которому не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Таким образом, Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции определило, что отчуждение ранее полученного от государства жилья не порождает право военнослужащего претендовать на повторное обеспечение жильем за счет государства.

По делу установлено, что предоставленная в 1992 г. Крутю в связи с прохождением им военной службы квартира в соответствии со ст. 5 ЖК РСФСР, действовавшего в то период, относилась к государственному жилищному фонду, поскольку находилась в ведении государственного предприятия.

Последующее признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий ввиду обеспеченности жилым помещением ниже учетной нормы предполагало, что такое улучшение может состояться с учетом данного жилья.

Ухудшение Крутем своих жилищных условий в дальнейшем путем отчуждения данной квартиры, как следует из приведенных выше норм, не порождает обязанности государства повторно обеспечить его жилым помещением без учета ранее предоставленного от государства жилья, которым он распорядился по своему усмотрению.

Что касается обязанности государства по обеспечению Крутя жильем по установленным нормам, то она в полной мере реализована путем предоставления ему жилищной субсидии в размере, на который он был вправе претендовать с учетом ранее предоставленного от государства жилья.

Приведенное истолкование материального закона основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Исходя из установленных по данному делу обстоятельств, имеющих значение для правильного его разрешения, а именно — безвозмездного обращения Крутем в свою собственность полученного от государства жилья, которым он распорядился по своему усмотрению, в результате чего сдача жилья государству, как требует закон, стала невозможной; наличия вступившего в законную силу решения Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 28 октября 2014 г. о признании права заявителя на повторное обеспечение жильем за счет государства — следует признать правильным решение заместителя начальника ФГКУ «Центррегионжилье» от 25 июня 2015 г. N 1105 об учете всего размера жилого помещения, ранее полученного Крутем от государства и безвозмездно обращенного им в свою собственность, при расчете жилищной субсидии на трех членов семьи.

При таких обстоятельствах являются ошибочными выводы гарнизонного и окружного военных судов о том, что при предоставлении Крутю жилищной субсидии производившим соответствующий расчет должностным лицом могла учитываться не общая площадь приватизированного последним жилого помещения, а доли этого жилья.

Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке решения Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 30 октября 2015 г. и апелляционного определения Уральского окружного военного суда от 12 января 2016 г.

и вынесения по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления Крутя.

Руководствуясь ст. 327 — 328, п. 5 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих

определила:

решение Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 30 октября 2015 г. и апелляционное определение Уральского окружного военного суда от 12 января 2016 г., принятые по заявлению Крутя А.А., отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Крутя А.А. отказать.

Председательствующий

И.В.КРУПНОВ

Судьи

А.Н.ЗАМАШНЮК

С.Г.СОКЕРИН

——————————————————————

Источник: https://legalacts.ru/sud/kassatsionnoe-opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-11082016-n-204-kg6-1/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector