Уклонение от альтернативной службы, причины и следствие

Особо актуальным вопросом и проблемой в Российской Федерации является крайне негативное отношение граждан к обязанностям прохождения военной службы и в целом к самой военной сфере (армии). Ежегодно на нужды военно-оборонного комплекса выделяются огромные суммы денежных средств, исчисляемых миллиардами рублей.

Безусловно, несмотря на всю критику, прохождение военной и альтернативной гражданской службы – это крайне важная обязанность законопослушных граждан нашей страны, которая недаром именуется как необходимость в осуществлении долговых обязательств перед Родиной.

Но, к большому сожалению, в настоящее время большинство критических тезисов имеют реальную почву под собой, что вызывает огромное количество случаев уклонения от прохождения военной и гражданской службы.

А, как уже было сказано выше, это для многих обязанность, а не право, несоблюдение которой влечёт за собой уголовную ответственность, о которой и пойдёт речь в настоящей статье.

Уклонение от альтернативной службы, причины и следствиеНаказание за уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы.

Общие положения

Итак, в подтверждение вышесказанного следует обратиться к положениям главного нормативно-правового акта нашей страны — Конституции. В статье 59 приведены основные аспекты рассматриваемой темы, а именно:

  1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
  2. Гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с федеральным законом.
  3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.

Практически каждый житель Российской Федерации знает, что все представители мужского пола, достигшие возраста 18-ти лет, призываются в ряды вооружённых сил РФ. С 16-ти летнего возраста учащиеся начинают проходить врачебную комиссию, обычно в здании территориального комиссариата, которая и определяет степень годности (категорию) на прохождения годичной службы в армии.

Уклонение от альтернативной службы, причины и следствие

Категории годности, действующие на 2018 год, выглядят следующим образом:

  1. «А», с подкатегориями «А1» гражданин полностью здоров и годен к прохождению военной службы, «А2» — имеются незначительные ограничения по предоставляемой нагрузке.
  2. «Б» подразумевает годность «соискателя», но имеющиеся незначительные проблемы со здоровьем не позволяют проходить службу в любых видах войск. Подкатегории выделяют, куда следует направить молодого человека:
    • «Б1» – спецназ, ВДВ, морская пехота, пограничные войска;
    • «Б2» – флот, водитель-механик;
    • «Б3» – войска ПВО, водители и экипаж БТР, БМП, внутренние подразделения МВД;
    • «Б4» – радиотехнические и связанные подразделения, ракетные войска и другие имеющиеся структурные формирования.
  3. «В» – означает наличие серьёзных проблем со здоровьем, что образует существенные ограничения для прохождения службы.

Лицам с категорией «В» может быть выдан военный билет, позволяющий на законных основаниях не выполнять рассматриваемую обязанность. Но следует понимать, что «В» означает непригодность лишь для мирного времени, так как лицо с данной категорией числится в запасе и подлежит призыву в случае объявления военного положения и реализации комплектации состава 2-ой очереди.

Уклонение от альтернативной службы, причины и следствие

  1. «Г» предусматривает временную отсрочку сроком от 6 до 12 месяцев при наличии проблем со здоровьем, позволяющих при подобающем лечении признать молодого человека годным.

Например, это сотрясение мозга или перелом руки, являющиеся временными недугами.

  1. «Д» – категория, подразумевающая полную негодность к военной службе и в принципе к самому призыву. Присваивается при наличии патологий и заболеваний, например, глаукома, ВИЧ, неоднократный инсульт, отсутствие внешних или внутренних органов и т. п.

Кроме того, стоит отметить, что лица, имеющие непогашенную судимость, в том числе отбывающие установленные меры наказания за совершение преступлений, не подлежат к призыву.

А также данные обязанности не распространяются на лиц с определённой научной степенью, на прошедших военную службу в другом государстве, и на граждан, являющихся родственниками (сыновья и родными братьями) лиц, погибших в результате исполнения ими военных обязанностей.

Итак, принимая во внимание вышеописанные нормы, можно сказать, что только приведённые причины признаются законными основаниями для непрохождения военной службы по призыву.

Важный момент: данные нормы не следует путать с предоставлением отсрочки, о которой будет сказано ниже.

Уклонение от альтернативной службы, причины и следствие

Состав и ответственность

За нарушение установленных правил и обязанностей предусмотрена уголовная ответственность с учётом положений статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федерации, которые выглядят следующим образом:

  1. Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Рассматриваемое уклонение может проявляться в форме умышленной неявки в отсутствие уважительных причин на плановую медицинскую комиссию для освидетельствования.

Для соответствующей квалификации следует доказать связь между фактической неявкой (в большинстве случаев неоднократной) и желанием избежать выполнения своего гражданского долга.

Кроме того, диспозиция статьи 328 УК РФ охватывает и ситуации, в которых виновное лицо, умышленно и целенаправленно наносит вред своему здоровью, например, ломает руку, ключицу, ногу и т. д.

В том числе наиболее распространённая форма данного уклонения – это имитация наличия серьёзных заболеваний путём подлога заведомо незаконных (ложных) медицинских документов, якобы подтверждающих отрицательное состояние здоровья гражданина.

Соответственно выбор подобного способа реализации автоматически образует совокупную квалификацию и по рассматриваемой статье 328 УК РФ и по статье, устанавливающей наказания за самостоятельный состав преступления, наличествующий в уклонении от прохождения воинской службы.

Принимая специфику и особенности прохождения врачебной комиссии, а также заблаговременность передачи соответствующей повестки, состав данного злодеяния длящийся и считается оконченным с момента добровольной явки или с момента задержания преступника, или же с момента окончания срока действия повестки. Отдельно стоит отметить, что субъектом преступления являются лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Для лиц старше данного возраста ответственность наступает при условии не истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности.

  1. Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобождённых от военной службы, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

Аналогичный состав преступления тому, что был описан выше, но, принимая во внимание меньшую значимость и ключевую роль в обороноспособности страны у альтернативного варианта гражданского долга, здесь предусмотрены более мягкие формы наказания.

Но что же такое «альтернативная гражданская служба (далее АГС)».

Это определённый, во многом обособленный вид трудовой деятельности, который осуществляется гражданами, освобождёнными от прохождения военной службы, предназначенный для удовлетворения и поддержания интересов общества и государства в целом.

Применением АГС – это достаточно сложная и неоднозначная процедура, имеющая в своём составе множество нюансов и вопросов. По сути, АГС – это принудительное трудоустройство, предполагающее рабочее место, исходя из имеющегося образования и территориальной принадлежности.

 В России данная процедура применяется крайне редко, и статистика за последние годы (с 2004 по настоящее время) останавливается на отметке не более 6000 тысяч поданных заявлений, из которых были одобрены порядка 75%. Стоит отметить, что подать заявление на прохождение АГС может каждый гражданин Российской Федерации, о чём говорится в ст.

59 Конституции, чье убеждения и/или вероисповедание не позволяют вступить в ряды военнослужащих.

Уклонение от альтернативной службы, причины и следствие

При этом как такового доказывания принадлежности к какой-либо религиозной конфессии не требуется, да и в принципе как можно доказать то или иное убеждение, будь это пацифизм или какая-либо иная форма.

Главное, что требуется соискателю, это оформить должным образом все необходимые документы (заявление, справки, рекомендации, свидетельские показания) и отправить их на утверждение в территориальный отдел военного комиссариата.

Заключение

В заключение стоит сказать несколько слов о порядке и причинах предоставления отсрочки. Данные аспекты указаны в статье 24 ФЗ № 53 «О воинской обязанности и военной службе», и к гражданам, имеющим право на получение отсрочки, относятся:

  • обучающиеся по очной форме обучения (имеются нюансы и ограничения);
  • лица, признанные временно негодными по состоянию здоровья;
  • лица, занятые постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);
  • являющиеся опекунами или попечителями несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
  • имеющие ребёнка и воспитывающие его без матери;
  • имеющие двух и более детей;
  • имеющие ребёнка-инвалида в возрасте до трёх лет;
  • имеющие ребёнка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель;
  • лица, поступившие на гражданскую службу (в определённые структуры) и лица, избранные в органы власти.

Стоит ещё раз повторить, что относится это только к получению отсрочки, и только на определённых условиях.

Источник: https://ugolovnyiexpert.ru/gosudarstvo/otvetstvennost-za-uklonenie-ot-prohozhdeniya-voennoj-sluzhby.html

Какими могут быть последствия уклонения от альтернативной службы

Уклонение от альтернативной службы, причины и следствиеКак показывает практика, уклонение призывников от альтернативной службы – это достаточно редко встречаемое преступление. К примеру:

  • за прошлый год было зафиксировано всего 5 случаев;
  • в 2015-м – 3;
  • 2014-м – 7.

При этом в большинстве случаев речь идет о тех, кто, получив повестку из военного комиссариата, на медкомиссию так и не явился.

Уклонение от прохождения службы является преступлением длящимся. То есть завершится оно может не ранее чем призывнику исполнится 27 лет. В то же время, поскольку нарушение это не причисляется к тяжким уже 2 года спустя, при условии, что дело за этот период не было заведено, завершается срок давности.

Законодательство

Еще в конце прошлого века, и вплоть до введения в действие профильного 113-го закона (в июле 2002-го), в большинстве своем граждане, изъявлявшие желание пойти на альтернативную службу, фактически таким образом просто уклонялись от армии. Проблема заключалась в том, что государственные уполномоченные структуры в тот период имели довольно мало ресурсов для обеспечения реализации рассматриваемой возможности.

Что собой представляет альтернативная служба в армии

К тому же в 1996 году КС России издал определение, где указывалось – право на гражданскую службу является конституционным и потому использование его не должно рассматриваться как попытка уклонения от воинской обязанности без уважительных оснований.

Все это трактовалось таким образом – желание пройти АГС, в принципе, не подпадает под действие закона, предусматривающего наказание за неявку по повестке в ходе очередной призывной кампании.

Именно это определение и дало возможность, не нарушая законодательство, вполне легитимно не идти в Вооруженные силы. Гражданину достаточно было заявить, что брать оружие в руки ему не позволяют убеждения:

  • этические;
  • религиозные;
  • пацифистские;
  • философские и пр.

Призывнику, в принципе, даже не нужно было давать какие-либо разъяснения в военкомате, ведь это прямо запрещает 29-я статья Конституции России (ч. 3), где говорится, что гражданина нельзя принуждать выражать собственные убеждения и мысли, равно как и отказываться от них.

Читайте также:  Задачи вс рф, какую работу выполняет армия в мирное время и военное

Наказание

Со временем произошло развитие гражданской службы, и, среди прочего, приняли также вышеупомянутый 113-ФЗ. У призывников появилась возможность реально отбывать повинность по альтернативной схеме.

Тогда же возникло и преступление, рассматриваемое в настоящем материале. О нем говорится в 5-й статье 113-го закона, а точнее, в ее первом пункте. Предусмотренное за уклонение наказание сводится на сегодняшний день к:

  • штрафу в размере до 80 000 либо в объеме 6-месячной зарплаты;
  • обязательным работам (240-480 часов);
  • аресту, максимум на полгода.

Что квалифицируется как уклонение от АГС

Прежде всего, это неявка призывника без веских причин в сроки, указанные в полученном предписании к месту, где ему назначено проходить службу.

Кроме этого, есть и другие деяния, квалифицируемые как:

  • невыход на работу без повода;
  • оставление самовольное места службы;
  • обман руководства;
  • прямой отказ выполнять возложенные на гражданина трудовые обязанности.

Мотивы уклонения

К мотивам социального характера в основном относятся:

  • длительный срок прохождения альтернативной службы;
  • низкая оплата;
  • тяжелые условия работы;
  • трудности в получении права не идти в армию.

В большинстве своем призывники направляются в качестве технического персонала в лечебные заведения и дома для престарелых. Далеко не все современные юноши способны выдерживать 8-часовую смену в достаточно плохой, с санитарной точки зрения, и часто угнетающей обстановке.

Немаловажным обстоятельством, заставляющим уклоняться от трудовых обязанностей, стоит назвать и длительность гражданской службы. Она в общих случаях составляет 42 месяца. Для тех, кто успел окончить среднее специальные учебные заведения, – 21.

Новости

Уклонение от альтернативной службы, причины и следствиеВ Минтруда не так давно предложили внести в УК России еще одну главу, касающуюся преступлений совершенных в отношении гражданской службы. В подготовленном проекте закона указывается, что:

  • самовольный уход с определенного места работы или неявка туда в срок будет караться 6-месячным арестом;
  • прогул продолжительностью более декады наказывается заклрючением на 3 года;
  • отсутствие на работе в течение месяца – лишение свободы до пяти лет.

Ответственность уголовного плана, в числе прочего, будут нести и призывники, которые:

  • симулируют болезни;
  • намеренно причиняют себе повреждения;
  • представляют фальшивые медсправки.

За все эти деяния грозит арест на 6 месяцев. Причем если указанное совершалось для того, чтобы добиться полного освобождения от гражданской службы, уличенное лицо отправят за решетку на срок до 7 лет.

Также законопроект предполагает введение норм, позволяющих уголовно преследовать призывников, которые, подав ранее заявление на АГС, в дальнейшем стали уклоняться от следующих этапов:

  • медкомиссии;
  • получения направления к месту службы и т. д.
  • Им также грозит арест на полгода.
  • Альтернативная гражданская служба
  • Стоит указать, что на сегодняшний момент в законодательстве предусмотрены только санкции в отношении лиц уже проходящих АГС.
  • В Минтруда полагают, что ужесточение наказания станет сдерживающим фактором и снизит число нарушений, имеющееся на данное время.
  • В качестве альтернативы предлагается вместо уголовного наказания использовать ограничение в определенных правах. В частности, могут запретить уклонистам:
  • участвовать в сделках с недвижимостью;
  • получать заграничные паспорта и т. д.
  1. Такие меры, вероятно, будут применяться до того момента, пока нарушитель не отдаст сполна свой долг Отчизне.
  2. Как бы там ни было, но когда данный законопроект будет принят, еще не известно.

Источник: http://armiyahelp.ru/kategorii/kakimi-mogut-byt-posledstviya-ukloneniya-ot-alternativnoj-sluzhby.html

Уклонение от альтернативной гражданской службы

Уклонение от альтернативной службы, причины и следствиеКак указано в Конституции РФ, защита Отечества – главный долг и обязанность каждого гражданина. Каждый из них обязан нести военную службу, а в тех случаях, которые противоречат его религиозному вероисповеданию или иных, установленных российским законодательством, служба в армии по призыву может быть заменена альтернативной гражданской службой.

Вопрос о нарушении указанной обязанности достаточно остро стоит в современном обществе. Все чаще и чаще всплывают разбирательства с призывниками, которые пренебрегли своей обязанности отдать долг своей Родине. И последствия каждого из них ждут разные – начиная серьезным административным взысканием (до 200000 рублей), заканчивая реальным сроком лишения свободы (до 2-х лет).

Как известно, военной службе подлежать все молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, в ходе которого каждому была присвоена категория годности. Призыв же в армию осуществляется согласно действующему законодательству. Но речь пойдет не об этом.

Как показывает практика, самой распространенной формой поведения при уклонении от альтернативной военной службы является бездействие призывника, которое может проявляться в неявке на место прохождения службы или игнорирование требований, предъявляемой организации, на базе которой призывник проходит альтернативную гражданскую службу.

Но российское законодательство предусмотрительно во всем – все дни,  которые были пропущены призывником по неуважительной причине, а так же по причине нарушения трудовой дисциплины, в общий срок альтернативной гражданской службы не учитываются. В него входят исключительно отработанные дни.

Кстати, о сроках прохождения альтернативной службы. Как утверждают многие авторитетные специалисты, именно сроки отталкивают призывников от альтернативной службы, делая ее непопулярной в нашей стране.

Ну вот, к примеру, прохождение альтернативной службы в учреждениях и организациях, имеющих непосредственное отношение к Министерству Обороны Российской Федерации, проходит на протяжении 18 месяцев, что составляет 1,5 срока службы в армии по призыву.

Острее стоит вопрос с теми призывниками, которые проходят альтернативную службу в организациях и компаниях, не связанных с Вооруженными силами – в таком случае срок составляет 21 месяц – 1,75 срока службы в армии по призыву.

Как известно, перечень видов работ и организаций для альтернативной службы устанавливается ежегодно Министерством труда и занятости.

  В него включаются исключительно те должности, специальности и виды деятельности, в которых нуждается общество и государство.

А военкомат уже самостоятельно занимается распределением призывников, получивших разрешение заменить военную службу в армии по призыву альтернативной.

Что же будет с молодым человеком, который злостно уклоняется от прохождения альтернативной службы? Ответ на этот вопрос дан в Уголовном кодексе, в статье 328.

В том случае если призывник несколько раз нарушил порядок альтернативной службы, то ему может быть назначено административное взыскание, размер которого составит до 500 рублей.

Но если ситуация вышла из под контроля, и призывник не просто нарушает порядок, а уклоняется от прохождения военной службы, то на него будет открыто уголовное дело, в ходе которого на него может быть наложен штраф в размере до 200000 рублей иди же лишение свободы сроком до 2 лет.

Так что, как уже можно понять, картина не совсем радужная. Если несколько лет назад данное наказание было актуально только лишь для тех, кто уклоняется от военной службы в армии, то теперь, с 2014 года, оно распространяется и на альтернативную военную службу.

Заявление на альтернативную гражданскую службу

Источник: http://PravoPrizivnika.ru/alternativnaya/uklonenie-ot-alternativnoy-grazhdanskoy-sluzhby/

Уклонение от альтернативной гражданской службы

В конце 80-х — начале 90-х годов Россия подписала ряд международных документов, которые касались и права на АГС. Это право и было зафиксировано в Конституции 1993 г. В 1994 г.

в Государственную Думу РФ был внесен законопроект «Об альтернативной гражданской службе», который был отправлен на доработку, и до сих пор решение этого вопроса находится в подвешенном состоянии.

Однако неразрешенность его уже сейчас таит в себе большие проблемы для нашего государства и многих его граждан.

Альтернативная гражданская служба — вид службы, которую гражданин Российской Федерации обязан нести в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных законом случаях. Федеральный Закон № 113 — ФЗ от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе».

Таким образом АГС — это обычная трудовая деятельность в соответствии с Трудовым кодексом, но с некоторыми особенностями. В частности, альтернативнослужащий не вправе по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор, участвовать в забастовках, подрабатывать по совместительству в других организациях.

Альтернативнослужащий, в отличие от солдата, имеет право на образование — по заочной или вечерней форме.

В настоящее время альтернативнослужащие работают санитарами в больницах и домах престарелых, строителями, рабочими на заводах, лесниками, библиотекарями, архивистами, рабочими в цирках и театрах, разносят почту, дежурят на метеостанциях.

Если верующие могут отказаться от службы в армии, обосновав это своим вероисповеданием, то другие граждане вправе заявлять не о вере, а об убеждениях, несовместимых с военной службой. «Убеждение — прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-нибудь, точка зрения».

Пчелинцев А.В. «Право на альтернативную службу» // «Религия и права человека: На пути к свободе совести. Вып. III». М.

, «Наука», 1996 Убеждение, вступающее в противоречие с военной службой, — это твердое мнение человека об этой службе, приведшее его к решению о невозможности её прохождения.

Убеждения могут быть миротворческие, философские, морально-этические, политические, правовые либо иметь взаимодополняющее, комплексное содержание.

Право пройти АГС вместо армии имеет не только верующий, отвергающий для себя военную службу (к какой бы конфессии он ни принадлежал), но и любой гражданин, подлежащий призыву и не имеющий оснований для освобождения или отсрочки, если он желает защищать Отечество не в военной форме, а мирным трудом.

Вакансии для выбравших АГС распределяются в соответствии с образованием, квалификацией, опытом предыдущей работы, состоянием здоровья, потребностью организаций в трудовых ресурсах и предоставляются Рострудом.

Количество свободных мест в 2005 году составляло 3.136, в 2008 году — 9.209. В 2010 году в организации АГС принимали участие 7 федеральных органов исполнительной власти и 67 органов исполнительной власти субъектов РФ. Роструд получил заявки на более чем 5.

700 вакансий по 121 профессии от 563 организаций.

Представители коренных малочисленных народов направляются в оленеводческие бригады и предприятия, занимающиеся традиционными промыслами. Остальные направляемые на АГС служат, в основном, санитарами и почтальонами. Также наиболее востребованными являются специальности строительной отрасли (каменщик, дорожный рабочий, электрогазосварщик). Разброс зарплат: от 3 800 руб. до 20 000 руб.

К сожалению, из числа граждан, направляемых на АГС, 58% вообще не имеют специальности, а 15% имеют специальности, которые работодателями не востребованы. Более 70% «альтернативщиков» оставлены нести службу в субъектах РФ, из которых они призывались, так как всего около 10% вакансий включают предоставление общежития, поэтому принцип экстерриториальности АГС практически не соблюдается.

Ещё одной проблемой является направление желающего пройти АГС на работу на оборонные предприятия, что оказывается несовместимым с его убеждениями.

В 2010 году большая часть выбрала АГС из-за принадлежности к различным религиозным конфессиям — 324 человека, остальные 59 — из пацифистских убеждений. Заявлений от представителей малых народов не поступало. Из 383 призывников 295 направлены в организации, подведомственные 52 исполнительным органам государственной власти субъектов РФ.

243 будут проходить АГС в учреждениях социальной сферы, 29 пройдут службу в образовательных учреждениях, а 23 человека — в сельскохозяйственных учреждениях.

Остальные 88 граждан направлены в 5 федеральных органов исполнительной власти, из них в Федеральное агентство связи направлены 77 человек; в Роскосмос — 4; в Федеральное медико-биологическое агентство — 3; в Спецстрой — 2; в Федеральную службу исполнения наказаний — 2.

Читайте также:  336 бригада морской пехоты балтийского флота, общая информация

Всего за период с 2004 по 2010 годы было подано 5388 заявлений. В отношении 4072 (80,5 %) граждан вынесены заключения о замене военной службы альтернативной гражданской. На АГС направлено 2174 гражданина, из них 1411 граждан уволены с АГС по истечению срока службы, по семейным обстоятельствам и по заключениям военно-врачебных комиссий. На конец 2010 года АГС проходили 968 граждан.

В ходе весеннего призыва 2011 года на АГС направлено 294 человека. Граждане могут проходить АГС по 125 профессиям в 633 организациях; имеется более 4.870 рабочих мест. По состоянию на 12 июля 2011 года АГС проходят 979 граждан.

В том числе: в федеральных органах исполнительной власти — 254 чел.

(Федеральное агентство специального строительства, Федеральное космическое агентство, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральное агентство связи); в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации — 725 чел.

В период с 2007 по 2009 годы количество граждан, желающих пройти АГС, колебалось около показателя 450 человек в год, а в 2010 и 2011 годах их количество увеличилось в 1,7 раза. Наибольшее количество граждан проходит АГС на территории Краснодарского края, Ставропольского края, Московской и Смоленской областей.

Заявление о замене военной службы по призыву альтернативной службой подается гражданином в военкомат по месту постановки на воинский учет не позднее полугода до начала того призыва, в ходе которого заявитель должен быть призван на военную службу (т. е.

подлежащие призыву в осенний призыв подают заявления до 1 апреля, а призываемые весной следующего года — до 1 октября). Те, у кого преждевременно, по истечении указанных сроков, прекратилось действие отсрочки (например, по причине отчисления из вуза), вправе подать заявление в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

Соблюдение установленных законом сроков подачи заявления весьма важно, т. к. большинство отказов, вынесенных призывными комиссиями в предшествующие годы, мотивированы несвоевременной подачей заявления. Однако можно смело подавать заявление на обжалование решения в суд, так как данный пункт закона об АГС нарушает конституционные права, в частности ст.

59 Конституции РФ. Однако призывная комиссия вправе признать причины нарушения срока уважительными и вынести положительное решение. Заявление должно быть принято сотрудниками военкомата и представлено на рассмотрение призывной комиссии в любом случае, даже если оно подано позже положенного срока.

Решение об отказе в праве на АГС, в том числе и по основанию нарушения срока и (или) порядка подачи заявления, полномочна принять только призывная комиссия. Решение призывной комиссии об отказе в праве на АГС может быть обжаловано в суде. Заявления рассматриваются в ходе призыва, предшествующего тому, в который заявитель должен быть призван.

Если время призыва — осенью, значит, заявление должно быть рассмотрено в весенний призыв. В заявлении гражданин должен обосновать свой выбор, указав причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать о замене военной службы АГС (ст. 11 ФЗ об АГС).

Призывная комиссия вправе отказать гражданину, если характеризующие его документы и другие данные на самом деле не соответствуют его доводам о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Решение об отказе должно быть мотивированным, т. е. основанным на фактах, установленных комиссией и опровергающих доводы гражданина (ст. 12 ФЗ об АГС).

Право на отказ от воинской службы по убеждениям является важнейшим составляющим элементом права на свободу мысли, совести и вероисповедения, сформулированного во Всеобщей декларации прав человека, в Международном Пакте о гражданских и политических правах и в Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека.

Это утверждается также в резолюциях и рекомендациях, принятых Комиссией ООН по правам человека. Комитетом ООН по правам человека. Советом Европы и Европейским Парламентом.

Эти органы настоятельно призывают правительства предоставить гарантии того, что гражданам, отказывающимся от обязательной воинской повинности по причине своих сознательных убеждений, будет дана возможность проходить альтернативную службу.

Уже с начала 90-х годов и вплоть до приятия Федерального Закона №113-ФЗ от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе» высказываемое желание пройти альтернативную службу становится способом уклонения от военной службы, однако юридически альтернативная служба не считается уклонением от воинской.

При этом «уклонист» надеялся избежать и альтернативной службы в связи с затруднениями со стороны государственных служб, призванных обеспечить ему это право. Существенным звеном в реализации этого права являлось «Определение Конституционного Суда РФ» от 22 мая 1996 г.

, которое гласит: «Действия граждан, реализующих свое конституционное право на альтернативную гражданскую службу, не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают под признаки предусмотренного названными законодательными нормами (ст. 80, ч.

1 УК РСФСР — уклонение от очередного призыва на действительную военную службу и ст. 6 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 года «О воинской обязанности и военной службе») правонарушения».

Таким образом, для призывников появился вполне легитимный способ уклонения от военной службы. Достаточно было заявить о своих убеждениях (религиозных, пацифистских, этических, философских, даже при отсутствии таковых).

Причем, им даже не требуется разъяснений и доказательств своих убеждений, поскольку это противоречит ст. 29, ч.

3 Конституции РФ, которая гласит: «Никто не может быть принужден к выражению своих мыслей и убеждений или отказу от них».

Однако развитие альтернативной службы и появление ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» привело к тому, что АГС — агитаторам пришлось избавиться от «правозащитных иллюзий 90-х годов».

В стране появилась реальная возможность альтернативной службы, а вместе с ней — такое преступление, как уклонение от альтернативной гражданской службы. Ст. 5, п.

1 ФЗ «Об Альтернативной гражданской службе» гласит: «Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, — наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев».

Это преступление также характеризуется имеющимся умыслом. Социальные мотивы уклонения от альтернативной службы связаны с длительным сроком прохождения, тяжелыми условиями труда и мизерной зарплатой — все это, подкрепленное трудностями, связанными с получением права на АГС.

Призывника отправляют в те места, где не хватает работников, чаще всего такими учреждениями являются больницы или дома престарелых. В них призывник обязан выполнять трудную работу в далеко не самых лучших санитарных условиях по 8 часов в день. Поскольку все эти организации являются бюджетными, зарплаты там за редким исключением выше 1500 рублей в месяц.

Кроме того, срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования — 21 месяц.

Источник: https://studbooks.net/1023572/pravo/uklonenie_alternativnoy_grazhdanskoy_sluzhby

Проблема уголовного преследование за отказ от военной службы в России

  • «Государство, которое считает себя вправе заставлять своих граждан быть военнообязанными даже в мирное время, пренебрегает основными правами человека»
  • (Манифест против воинской повинности, 1925)
  • Граждане, реализующие право на альтернативную гражданскую службу, не являются преступниками.
  • В первую очередь необходимо описать негативную тенденцию применения Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», которой в последнее время вооружились противники сознательного отказа от военной службы, а также дать определения важнейшим терминам, используемым в тексте.

Сознательный отказчик от военной службы – это не просто гражданин, который не желают проходить военную службу, а человек, делающий осознанный выбор.

Отказ нести военную службу из этических соображений означаетотказ от военной службы, который «обусловлен личными принципами исоображениями, в том числе глубокими убеждениями, связанными с религиозными, этическими, гуманитарными или подобными мотивами» (см.

Комиссия ООН по правам человека, Резолюция 1998/77 «Отказ от несения военной службы по религиозно-этическим соображениям», E/CN.4/RES/1998/77, 22 апреля 1998 г). Такой отказ не ограничивается лицами, которые принципиально отказываются нести военнуюслужбу по религиозно-этическим соображениям (пацифистами), т.е.

лицами, которые в принципе возражают против использования вооруженных сил или участия в каких-либо войнах. Этот термин охватывает и лиц, которые считают, что «применение силы оправдано в одних обстоятельствах, но не оправдано в других, и что поэтому необходимо возражать против неоправданного применения силы» (частичный или избирательный отказ от военной службы) (см., к примеру, UNConscientiousObjectiontoMilitaryService, E/CN.4/Sub.2/1983/30/Rev.1, 1985 (the «EideandMubanga-Chipoyareport»).

  1. Альтернативная гражданская служба (АГС) – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы (часть 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 1 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе»).
  2. Таким образом, граждан, изъявивших желание пройти альтернативную гражданскую службу и обосновавших свой выбор, с полной уверенностью можно назвать «сознательными отказчиками».
  3. Схема попыток привлечения к уголовной ответственности сознательных отказчиков состоит из нескольких этапов:
  1. Гражданину отказывают в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую по различным причинам, к примеру, в связи с пропуском срока подачи релевантного заявления.
  2. Гражданин оспаривает данное решение в суд и подает повторно новое заявление на альтернативную службу.
  3. Военный комиссариат вручает гражданину повестку для прохождения медицинской комиссии, по результатам которой гражданин может быть призван в вооруженные силы.
  4. Гражданин, продолжая настаивать на своем праве служить без оружия, не является по повесткам, требуя рассмотреть заявление на АГС и предоставить возможность пройти альтернативную гражданскую службу.
  5. За неявки по повесткам в отношении призывника возбуждается уголовное дело по статье 328 Уголовного кодекса Российской Федерации – уклонение от прохождения военной службы.

Как зачастую следует из обвинительных заключений, призывникам вменяются в вину действия, совершенные с целью уклонения от прохождения военной службы, в том числе путем реализации права на замену военной службы на альтернативную гражданскую службу,предусмотренное частью 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации. По мнению следственных органов и прокуратуры данные действия совершаются путем несвоевременной подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, с последующим обжалование решения призывной комиссии, а также неявкой по повесткам военного комиссариата для прохождения медицинского освидетельствования и призыва в армию. Кроме того, обвинение часто вменяет в вину сознательному отказчику также то, что гражданин повторно обратился в военный комиссариат с заявлением о замене военной службы на альтернативную гражданскую, а в дальнейшем оспорил решение в суде.

Безусловно, в инкриминируемых действиях отсутствует состав преступления. Разберем подробнее.

  1. Подача заявлений на АГС как уклонение от прохождения военной службы.

Подобные действия (подача заявления на АГС, в том числе повторно) не образуют состав преступления равно как не указывают на какой-либо умысел его совершения, так как сознательный отказчик защищает собственные убеждения, реализуя конституционное правона альтернативную гражданскую службу. Согласно общеобязательной правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации такие действия граждан не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы (определение от 22 мая 1996 года №63-О).

Читайте также:  Берут ли в армию с татуировками, какое решение принимает комиссия

Европейский суд также развивает означенную логику.

Большая Палата Европейского суда по правам человека в деле «Баятян (Bayatyan) против Армении» (№23459/03) постановила, что оппозиция военной службе, в тех случаях, когда она мотивирована серьезным и непреодолимым конфликтом между обязанностью служить в армии и совестью человека или его глубокими и подлинными религиозными или иными убеждениями, представляет собой убеждение или верование достаточной последовательности, серьезности, согласованности и важности, достойное защиты в соответствии со статьей 9 Конвенции.

В свою очередь Комитет по правам человека ООН в § 5 в деле «Ким против Республики Корея» (CCPR/C/106/D/1786/2008) пришел к выводу, что право на отказ от обязательной военной службы по соображениям совести неотъемлемо от права на свободу мысли, совести и религии; соответственно, обязательная военная служба является не только нарушением права на практике исповедовать убеждения или религию, но также и нарушением права иметь убеждения или религию.

Таким образом, привлечение сознательного отказчика к уголовной ответственности за отказ проходить военную службу и реализацию права на альтернативную службу в связи с внутренними убеждениями будет является вмешательством в свободу его совести и светских убеждений, охраняемую в соответствии со ст.9 Конвенции («Баятян (Bayatyan) против Армении» (№23459/03), § 112). Такое вмешательство также невозможно считать «необходимо в демократическом обществе» по смыслу ст.9 § 2 Конвенции.

Угроза судебного преследования и наказания, лиц, отказывающихся от несения военной службы по религиозно-этическим соображениям, фактически является нарушением их права на свободу мысли, совести или убеждений.

При этом в случае, если означенная угроза вынуждает гражданина отказаться от убеждений или изменить их, она также будет являться нарушением права на свободу убеждений (см.

Комиссия ООН по правам человека, «Гражданские и политические права, включая вопрос пыток и задержания: доклад Рабочей группы по произвольным задержаниям», E/CN.4/2001/14, 20 декабря 2000 г., рекомендация № 2).

  • Однако при этом государства могут законно требовать, чтобы граждане, чьи убеждения не позволяют нести военную службу, проходили вместо нее альтернативную службу, чего и добиваются сознательные отказчики.
  • Что же касается подачи повторного заявления на АГС в связи с тем, что ранее призывнику было отказано в замене – подобные действия отказчика нельзя считать преступлением, так как они направлены именно на реализацию права на АГС, следовательно, отсутствует мотив преступления (уклониться от службы).
  • Действующее законодательство, регулирующее отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, не запрещает гражданину, в случае отказа в замене военной службы на альтернативную гражданскую, повторно обращаться с подобным заявлением в компетентный орган.
  • Кроме того, призывная комиссия, в силу императивных норм Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», обязана рассмотреть подобное заявление в срок и в порядке, предусмотренном статьей 12 означенного закона.
  • Напротив, подача повторного заявления на АГС лишь подтверждает желание гражданина пройти альтернативную службу.
  1. Несвоевременная подача заявления на АГС как преступление.

Для примера, в деле пацифиста Плахутина обвинитель указывал, что он «путем несвоевременной подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, уклонился от призыва на военную службу».

Норма статьи 11 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, которые не могли бы быть восстановлены при их пропуске по уважительным причинам (определение КС РФ от 17 октября 2006 года № 447-О по жалобам М.А. Жидкова и О.С. Пильникова).

Иными словами, гражданин пропустивший срок подачи заявления, не лишен права на АГС, так как данный срок может быть восстановлен. Более того, даже несвоевременная попытка реализовать свое право на службу без оружия является именно защитой права на убеждения и права на АГС, а не преступлением.

  1. Оспаривание решения об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую как попытка совершить преступление.

Оспаривание решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую также невозможно расценивать как преступление.

Согласно п.7 ст.28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленном порядке в суд, в этом случае выполнение решения призывной комиссии автоматически приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

Согласно ч.2 ст.45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом, в том числе обратившись в суд (ст.46 Конституции Российской Федерации).

Обращение в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии не только не запрещено, но и прямо предусмотрено Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и в силу прямого указания того же закона автоматически влечёт за собой приостановление реализации соответствующего решения.

Использование сознательным отказчиком в установленном законом порядке своего конституционного права не может быть вменено ему в вину. Согласно общеобязательной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, право на судебную защиту не может быть ограничено (п.

6 мотивировочной части постановления от 6 июня 1995 года № 7-П), так как выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод (п.3.

2 мотивировочной части постановления от 7 июня 2012 года № 14-П), в том числе права на альтернативную службу, а лишение гражданина возможности прибегнуть к судебной защите для отстаивания своих прав и свобод противоречит конституционному принципу охраны достоинства личности (п.4 мотивировочной части постановления от 2 июля 1998 года № 20-П). Правомерное осуществление гражданином своих конституционных прав и свобод не может влечь для него неблагоприятные правовые последствия, в частности, в форме уголовной ответственности (п.2 мотивировочной части постановления от 20 декабря 1995 года № 17-П).

Более того, сознательным отказчиком при подаче заявления в суд также движет одно лишь желание – не пойти в армию, а пройти альтернативную гражданскую службу.

  1. Неявка по повесткам как преступление

Пока в отношении призывника окончательно не решен вопрос о замене ему военной службы на альтернативную гражданскую, призывать его в вооруженные силы не имеют права.

В силу статьи 10 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» порядок реализации права на альтернативную гражданскую службу включает в себя последовательный перечень мероприятий, а именно подачу гражданином соответствующего заявления; рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене; явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу; явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.

В случае, если призывник получил решение об отказе в замене военной службы на АГС, но оспорил данное решение в установленном законом порядке, его не могут призывать до тех пор, пока оспариваемое решение не вступило в законную силу. Если же призывник повторно подал заявление на АГС – данное заявление обязаны рассмотреть в соответствии с порядком, установленном статьями 10, 12 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе».

  1. Более того, зачастую повестки вручают с целью прохождения медицинского освидетельствования, которое является мероприятием, связанным с призывом на военную службу.
  2. Сознательный отказчик, не являясь по повесткам военного комиссариата, все также преследует единственную цель – реализовать право на альтернативную гражданскую службу, тем самым защитив свои пацифистские убеждения, при этом не отказываясь проходить медицинское освидетельствование тогда, когда он имеет уверенность, что за ним последует не призыв в армию, а служба без оружия.
  3. В ином случае, если отказчик будет проходить мероприятия, связанные с призывом в армию, существует реальная угроза попадания его в ряды вооруженных сил и, как следствие, нарушением права на свободу убеждений совести или религии.
  1. Отсутствие умысла совершения преступления.

Именно это обстоятельство присутствует во всех вышеизложенных случаях и является основным аргументом в ситуациях, когда сознательного отказчика пытаются привлечь к уголовной ответственности за отказ от службы в армии.

В силу пункта взаимосвязанных положений статей 24, 25 УК РФ виновным признается лицо, умышленно совершившее деяние. При этом Пленум Верховного суда Российской Федерации в Постановлении от 3 апреля 2008 г.

N 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы» также указал судам на необходимость установления умысла.

Сознательный отказчик не имеет умысла уклониться от призыва, а лишь реализовывает свое конституционное право на альтернативную гражданскую службу, следовательно, в его действиях отсутствует состав преступления, предусмотренного частью 1 статьи 328 УК РФ.

Сознательный отказчик не отказывается пройти альтернативную службу до тех пор, пока она де факто не является наказанием (см., «Autio v.Finland» (dec.

), 1991), доклад Комиссии по правам человека ООН о работе  51-й сессии (30 января — 10 марта 1993 года)

Право тех лиц, чьи светские убеждения не позволяют держать в руках оружие, на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой также вытекает из требований международных договоров Российской Федерации – ст.

9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст.18 Международного пакта о гражданских и политических правах, являющихся в силу ч.4 ст.15 и ч.1 ст.17Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы.

Таким образом, реализация призывником своих неотчуждаемых конституционных прав на альтернативную гражданскую службу, убеждения совести и их защиту свидетельствует о его гражданской позиции и высокой сознательности.

Сознательный отказчик правомерно считает, что его убеждения противоречат службе в армии, следовательно, что он имеет право на альтернативную гражданскую службу, в связи с чем продолжает его реализовывать.

В свою очередь действия по реализации права на альтернативную службу не могут расцениваться как совершение преступления (см. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 22 мая 1996 года №63-О).

При этом абсолютно не важно согласно ли государство с тем, что убеждения сознательного отказчика являются весомыми или нет – право на свободу мысли, совести и вероисповедания исключает оценку государством легитимности убеждений или способов их выражения. (см. §92 Решения ЕСПЧ по делу «Московское отделение Армии Спасения против России» (№72881/01 от 5 октября 2006 года), § 47 «Мануссакис и др. против Греции» (№18748/91 от 26 сентября 1996 года), §120 «Баятян против Армении» (№23459/03)).

  • В свою очередь также важно иметь в виду, что сознательные отказчики не отказываются проходить альтернативную гражданскую службу («Баятян против Армении» (№23459/03, §125), тем самым лишь дополнительно подтверждают, что являются лицами с истинными убеждениями, делающими выбор в пользу альтернативной службы
  • Александр Передрук,
  • Правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга»

07.01.2015 года

Источник: https://7×7-journal.ru/posts/2015/01/07/problema-ugolovnogo-presledovanie-za-otkaz-ot-voennoj-sluzhby-v-rossii

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector