Фкз о вс рф, что прописано в законе о военном суде

Правовую основу построения и
функционирования отечественной судебной
системы формируют Конституция РФ и
Федеральный конституционный закон от 31
декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе
Российской Федерации» . ———————————

СЗ РФ. 1997. N 1. Ст.
1.На современном этапе отечественная
судебная система представлена
федеральными судами, конституционными
(уставными) судами и мировыми судьями
субъектов Российской Федерации.

Комментируемый Закон, декларируя военные
суды как составные звенья судебной системы
страны, определяет их принадлежность к
числу федеральных судов, цель которых —
создание надежных механизмов
противодействия лоббированию со стороны
региональных (местных) властей.

Тем самым
федеральная природа военных судов является
одним из столпов их независимости в
отправлении правосудия.

Комментируемый
Федеральный конституционный закон
развивает заложенный Конституцией РФ
принцип единства судебной системы,
согласно которому военные суды не образуют
самостоятельной и обособленной ветви
судебной власти, а входят в единую систему
судов общей юрисдикции.

Вместе с тем
военные суды должны хорошо знать военное
законодательство, воинские уставы,
наставления и приказы, а также условия
жизни и деятельности войск.

В этой связи
вполне уместен вывод о существовании
самостоятельной подсистемы военных судов,
хотя и подчиненных единым правилам
деятельности судов общей юрисдикции, но
выделяемых из их числа спецификой
правоприменительной практики.

Судьи
военных судов, как и другие военнослужащие,
должны быть готовы действовать надлежащим
образом в чрезвычайных условиях, в том
числе в боевой обстановке, иметь для этого
знания и соответствующую военную
подготовку.

Необходимость осуществления
своей деятельности непосредственно в
войсках, выполняющих боевые задачи, в
особой обстановке во время военных
действий объективно требует создания
судебных органов, особенности организации
и комплектования которых позволяли бы
эффективно решать задачи осуществления
правосудия в таких специфических условиях,
при которых деятельность других судов
общей юрисдикции была бы невозможной . ———————————

См.: Петухов Н.
Федеральный конституционный закон «О
военных судах Российской Федерации» //
Российская юстиция. 1999. N 9,
10.

Принадлежность военных судов к числу
судов общей юрисдикции определяется и тем
обстоятельством, что в настоящее время
отсутствуют специальные процессуальные
нормы, регламентирующие осуществление
правосудия, как, например, это имеет место в
случае с арбитражными судами.

Отправление
правосудия осуществляется в соответствии с
требованиями гражданского
процессуального, уголовно-процессуального
законодательства, положений
административного процесса. Исключением из
общего правила является Федеральный закон
от 1 декабря 2006 г.

N 199-ФЗ «О судопроизводстве
по материалам о грубых дисциплинарных
проступках при применении к военнослужащим
дисциплинарного ареста и об исполнении
дисциплинарного ареста», устанавливающий
порядок применения к военнослужащим
дисциплинарного ареста и исполнения
дисциплинарного ареста, подлежащего
применению исключительно военными
судами.

Таким образом, военные суды как
составная часть судебной системы
Российской Федерации являются органами
осуществления правосудия как отдельного
вида государственной власти в
специфических условиях военной службы.

В
настоящее время в Вооруженных Силах РФ и
других войсках, воинских формированиях и
органах Российской Федерации осуществляют
правосудие 133 гарнизонных военных суда (из
них 6 военных судов находится за пределами
Российской Федерации) и 13 окружных
(флотских) военных судов, а в составе
Верховного Суда РФ действует Военная
коллегия.

В военных судах проходят службу 907
военных судей (по штату). Пункт первый
комментируемой статьи наряду с
определением роли и места военных судов в
современной судебной системе Российской
Федерации содержит также базисные
положения, определяющие подсудность и
подведомственность дел военным судам,
равно как и формирующий особый
социально-правовой статус военных судей.

Юрисдикция военных судов распространяется
в Вооруженных Силах РФ, других войсках,
воинских формированиях и федеральных
органах исполнительной власти, в которых
федеральным законом предусмотрена военная
служба в пределах мест дислокации
последних.

Специфика военных судов в
судебной системе Российской Федерации
выражается в том, что они рассматривают и
разрешают правовые споры и конфликты в
рамках системы Вооруженных Сил РФ.
Осуществление правосудия в войсках требует
соответствующих практических знаний о
жизни и деятельности войск, военного
законодательства и воинских уставов.

Судьи
военных судов, как и другие военнослужащие,
должны быть готовы действовать надлежащим
образом в чрезвычайных условиях, в том
числе в боевой обстановке, иметь
специальные знания и военную подготовку.

Необходимость осуществления своей
деятельности в выполняющих боевые задачи
войсках, в особой обстановке во время
военных действий требует создания судебных
органов, особенности организации и
комплектования которых позволяли бы
эффективно решать задачи осуществления
правосудия в таких специфических условиях,
при которых деятельность других судов
общей юрисдикции была бы невозможной.

Таким образом, специфика решаемых задач
обусловила необходимость существования
наряду с другими судами общей юрисдикции
системы военных судов. В соответствии с
п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г.

N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной
службе» прохождение военной службы
осуществляется в Вооруженных Силах РФ, а
также во внутренних войсках Министерства
внутренних дел РФ, в войсках гражданской
обороны, инженерно-технических и
дорожно-строительных воинских
формированиях при федеральных органах
исполнительной власти, Службе внешней
разведки РФ, органах федеральной службы
безопасности, федеральном органе
специальной связи и информации,
федеральных органах государственной
охраны, федеральном органе обеспечения
мобилизационной подготовки органов
государственной власти Российской
Федерации, воинских подразделениях
федеральной противопожарной службы и
создаваемых на военное время специальных
формированиях, а также иностранными
гражданами в Вооруженных Силах РФ, других
войсках, воинских формированиях и
органах. Военным судам на территории
Российской Федерации неподсудны
гражданские дела по искам и жалобам на
действия (бездействие) иных
государственных или муниципальных органов,
юридических или физических лиц, а также
гражданские дела по искам и жалобам
граждан, не имеющих статуса военнослужащих,
за исключением граждан, уволенных с военной
службы (прошедших военные сборы), если они
обжалуют или оспаривают действия
(бездействие) органов военного управления,
воинских должностных лиц и принятые ими
решения, нарушившие их права, свободы и
охраняемые законом интересы в период
прохождения ими военной службы, военных
сборов (например, дела по искам и жалобам
граждан, уволенных с военной службы, о
восстановлении на военной службе, о
взыскании невыданного денежного и иных
видов довольствия, поскольку их права
нарушены в период прохождения ими военной
службы). Таким образом, специфика
социального статуса субъекта подсудности в
дальнейшем определяет персональный или
личный признак последней, в зависимости от
которого формируется компетенция военных
судов. 2. В соответствии с п. 1 ст. 16
Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об
обороне» дислокация объединений,
соединений и воинских частей Вооруженных
Сил РФ осуществляется в соответствии с
задачами обороны и
социально-экономическими условиями мест
дислокации. Военные суды создаются по
территориальному принципу по месту
дислокации войск и флотов. В систему
военных судов входят окружные (флотские)
военные суды и гарнизонные военные суды. Окружной (флотский) военный суд действует
на территории одного или нескольких
субъектов Российской Федерации, на которой
дислоцируются воинские части и учреждения
Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских
формирований и органов. Гарнизонный
военный суд действует на территории, на
которой дислоцируется один или несколько
военных гарнизонов. В соответствии с
Указом Президента РФ от 27 июля 1998 г. N 901 «Об
утверждении Положения о военном округе
Вооруженных Сил Российской Федерации»
военный округ Вооруженных Сил РФ является
основной военно-административной единицей,
общевойсковым оперативно-стратегическим
территориальным объединением Вооруженных
Сил РФ и предназначен для осуществления мер
по подготовке к вооруженной защите и для
вооруженной защиты Российской Федерации,
целостности и неприкосновенности ее
территории в установленных границах
ответственности. В состав военного
округа как объединения Вооруженных Сил РФ
входят органы военного управления,
объединения, соединения, воинские части,
организации Вооруженных Сил РФ и военные
комиссариаты, находящиеся на его
территории, по перечням, утверждаемым
Министром обороны РФ и начальником
Генерального штаба. Границы военного
округа как военно-административной
единицы, а также число военных округов в
Российской Федерации устанавливаются
Президентом РФ по представлению Министра
обороны РФ. Решения о создании,
реорганизации и ликвидации военных округов
принимаются Президентом РФ по
представлению Министра обороны РФ. В
настоящее время в Российской Федерации
установлено следующее
военно-административное деление: Ленинградский военный округ — в
административных границах Республики
Карелия, Республики Коми, Архангельской,
Вологодской, Ленинградской, Мурманской,
Новгородской, Псковской областей, г.
Санкт-Петербурга и Ненецкого автономного
округа; Московский военный округ — в
административных границах Белгородской,
Брянской, Владимирской, Воронежской,
Ивановской, Калужской, Костромской,
Курской, Липецкой, Московской,
Нижегородской, Орловской, Рязанской,
Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской,
Ярославской областей и г. Москвы; Северо-Кавказский военный округ — в
административных границах Республики
Адыгея, Республики Дагестан, Республики
Ингушетия, Кабардино-Балкарской
Республики, Республики Калмыкия,
Карачаево-Черкесской Республики,
Республики Северная Осетия — Алания,
Чеченской Республики, Краснодарского,
Ставропольского краев, Астраханской,
Волгоградской и Ростовской областей; Приволжско-Уральский военный округ — в
административных границах Республики
Башкортостан, Республики Марий Эл,
Республики Мордовия, Республики Татарстан,
Удмуртской Республики, Чувашской
Республики, Кировской, Курганской,
Оренбургской, Пензенской, Пермской,
Самарской, Саратовской, Свердловской,
Тюменской, Ульяновской и Челябинской
областей, Коми-Пермяцкого,
Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого
автономных округов; Сибирский военный
округ — в административных границах
Республики Алтай, Республики Бурятия,
Республики Тыва, Республики Хакасия,
Алтайского, Красноярского краев, Иркутской,
Кемеровской, Новосибирской, Омской,
Томской, Читинской областей, Агинского
Бурятского, Таймырского
(Долгано-Ненецкого), Усть-Ордынского
Бурятского и Эвенкийского автономных
округов; Дальневосточный военный округ
— в административных границах Республики
Саха (Якутия), Приморского, Хабаровского
краев, Амурской, Камчатской, Магаданской,
Сахалинской областей, Еврейской автономной
области, Корякского и Чукотского
автономных округов. Самостоятельной
военно-административной единицей, не
входящей в состав военных округов
Вооруженных Сил РФ, является
Калининградский особый район в
административных границах Калининградской
области. В случае если воинская часть,
предприятие, учреждение или организация
Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских
формирований и органов дислоцируются за
пределами территории Российской Федерации,
по месту их дислокации могут быть созданы
военные суды, если это предусмотрено
международным договором Российской
Федерации. Из этого следует, что
территория юрисдикции военных судов, в
отличие от других судов общей юрисдикции,
которые создаются по
административно-территориальному
принципу, совпадает с границами субъектов
Российской Федерации лишь условно, причем
на территорию субъекта Российской
Федерации может распространяться действие
двух и более окружных военных судов. Кроме
того, территории округов окружных
(флотских) военных судов могут не совпадать
и с территориями военных округов. Таким
образом, территориальная и персональная
подсудность военных судов и судов общей
юрисдикции принципиально различаются, а
предметная (родовая) подсудность —
совпадает.

  • 3. Конституция РФ и
    Федеральный конституционный закон «О
    судебной системе Российской Федерации»
    предусматривают специальный
    законодательный порядок создания и
    упразднения судов как органов судебной
    власти, который согласно комментируемому
    Закону в полном объеме применяется и к
    военным
Читайте также:  Жалоба на военкомат, как подать в суд на военный комиссариат

Источник: https://www.lawmix.ru/commlaw/722

Военные суды. ФКЗ «О военных судах РФ»

Важным этапом стало Положение о военных трибуналах 1958 г., которое практически исключило из подсудности этих судов дела о преступлениях, совершенных лицами, не состоящими на военной службе, и предусматривало отправление правосудия по тем же правилам судопроизводства, которые действовали в отношении других судов.

В период перестройки и воссоздания современной системы правоохранительных органов РФ Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 декабря 1991 г.

№ 3037-1 «О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР» Военная коллегия Верховного Суда СССР была включена в состав Верховного Суда РСФСР, тем самым все военные трибуналы, расположенные на территории России и в группах войск за рубежом, перешли в юрисдикцию Российской Федерации.

Очередной поправкой, внесенной 27 апреля 1992 г. в Конституцию РСФСР-1978 г., военные. трибуналы были переименованы в военные суды.

Дальнейшее реформирование военно-судебной системы осуществлялось путем внесения отдельных норм в федеральное законодательство, регулирующее судебную сферу.

Так, Законом РФ от 26 июня 1992 г Nfe 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливалось, что правовое положение военных судей определяется федеральным законом. Федеральным законом от 3 декабря 1994 г.

№ 55-ФЗ «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции» был регламентирован. порядок прохождения воинской службы в военных судах и решены вопросы материального обеспечения судей. Указывалось, что Положение о военных трибуналах 1980 г.

применяется в части, не противоречащей действующему законодательству. Принципиальные вопросы о месте и роли военных судов нашли отражение в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации».

  • Военные суды исключены из состава вооруженных сил, введен институт прикомандирования судей и работников аппарата судов из числа военнослужащих к судам для прохождения военной службы, что позволило вывести их из подчинения командования военных ведомств и исключить зависимость от военных должностных лиц.
  • В соответствии с Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г, № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» финансирование и обеспечение деятельности военных судов осуществляется за счет средств федерального бюджета Судебным департаментом, Военной коллегией и самим Верховным Судом РФ.
  • Установлен механизм заключения контрактов между Судебным департаментом Верховного Суда РФ и Министерством обороны РФ, в силу которых обеспечение военных судов и соответствующих подразделений Судебного департамента транспортом, средствами связи, вооружением, служебными помещениями, их обслуживанием, эксплуатацией и охраной, а также, хранение соответствующих архивов осуществляется подразделениями Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с оплатой фактически произведенных ими расходов Судебным департаментом за счет средств федерального бюджета.
  • Охрана военных судов, лиц, содержащихся под стражей на гауптвахте, а также их конвоирование осуществляется соответственно воинскими частями или военными комендатурами гарнизонов.
  • Организационное обеспечение деятельности Военной коллегии осуществляется аппаратом Верховного Суда РФ, а других военных судов — Судебным департаментом и аппаратами соответствующих судов.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации». военные суды входят в систему судов общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Читайте также:  Вкс в сирии, что предполагает операция вс рф

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ. Их создание и упразднение осуществляется на основании федерального закона.

Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Количество военных судов и численность судей устанавливается Верховным Судом РФ.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Заместители Председателя Военной коллегии назначаются Советом Федерации по представлению Председателя Военной коллегии.

Все другие судьи военных судов, включая председателей и их заместителей окружных (флотских) и гарнизонных военных судов — указами Президента РФ после прохождения соответствующей процедуры отбора и выдвижения на должность.

В состав военных судов помимо военнослужащих, имеющих офицерское звание, входят и непрофессиональные судьи — присяжные заседатели.

Их статус и порядок привлечения к участию в осуществлении правосудия в военных судах определяется приведенным ранее законодательным актом — Федеральным законом от 20 августа 2004 г.

№ 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции» (см. гл. 3.2).

Военные суды не специализированные суды, а суды общей юрисдикции, т.е. осуществляют правосудие, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Основными задачами при рассмотрении дел, как установлено упомянутым Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г.

, являются обеспечение и защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц, прав и интересов органов государственной власти и местного самоуправления.

Характерно, что закон специально подчеркивает вопрос о местонахождении военных судов: «военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах», размещаются в зданиях, внешний вид и внутреннее убранство которых должны соответствовать конституционному статусу судебной власти.

В зданиях военных судов не могут размешаться другие учреждения, в том Числе военного ведомства.

В судебных помещениях устанавливаются символы судебной власти (флаг, герб), а на здании — Государственный флаг РФ, что важно еще и в том случае, если военные суды расположены по месту дислокации войск за пределами Российской Федерации.

Судопроизводство в военных судах ведется по правилам, установленным гражданским, административным и уголовным процессуальным законодательством, т.е. по единым для всей системы судов общей юрисдикции РФ.

Язык судопроизводства — русский, государственный язык Российской Федерации.

Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Подсудность военных судов включает рассмотрение уголовных дел о преступлениях военнослужащих, а также гражданских и административных дел. Таким образом, в сферу полномочий военных судов включено, во-первых, рассмотрение дел не только в отношении военнослужащих, но и гражданских лиц, и, во-вторых, речь идет не о воинских преступлениях, а о любых преступлениях военнослужащих.

Следует иметь в виду, что к лицам, состоящим на военной службе, относятся не только военнослужащие Вооруженных Сил РФ, но также и лица, состоящие на военной службе в пограничных войсках, органах Федеральной службы безопасности РФ, внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, железнодорожных войсках (железнодорожные войска в настоящее время вошли в состав Вооруженных Сил РФ в соответствии со ст. 77 Федерального закона от 29 июня 2004 г. N° 59-ФЗ «О создании и упразднении некоторых гарнизонных военных судов»), военнослужащие Министерства по чрезвычайным ситуациям и некоторых других ведомств, где предусмотрена военная служба. Военнослужащими признаются и граждане, призванные на военные сборы в период их прохождения.

Принцип подсудности военным судам уголовных дел включает два важных момента.

Во-первых, при обвинении группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений, если хотя бы в одном участвовал военнослужащий, дело подлежит рассмотрению в военном суде, если против этого не возражают обвиняемые, которые не являются военнослужащими.

В противном случае в отношении них дело должно быть вынесено в отдельное производство, а при невозможности такого вынесения дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции (п. 7 ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Во-вторых, дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется военнослужащий или лицо, призванное на военные сборы, при условии, что преступления совершены до призыва на военную службу или сборы, не подсудны военным судам и рассматриваются другими судами в установленном законом порядке.

  1. Военным судам подсудны гражданские дела о защите нарушенных или оспариваемых прав и свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц или принятых ими решений, а также дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы.
  2. Кроме разбирательства гражданских, административных и уголовных дел военные суды рассматривают ходатайства о применении ареста в виде меры пресечения в досудебных стадиях судопроизводства, а также о продлении предельных сроков содержания обвиняемых под стражей и ряд других.
  3. К полномочиям военных судов отнесено и рассмотрение ходатайств при проведении оперативно-розыскных действий, связанных с ограничением конституционных прав на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и неприкосновенность жилища.

Система военных судов согласно Федеральному конституционному закону «О военных судах Российской Федерации» включает три звена: Военную коллегию Верховного Суда РФ, окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Ранее существовавшие суды соединений, объединений, флотилий получили статус гарнизонных военных судов, а флотов и ракетных войск стратегического назначения — статус окружных (флотских) военных судов.

Военная коллегия действует в составе Верховного Суда РФ и считается высшей инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам. Структура Военной коллегии включает председателя, его заместителей, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда РФ.

К полномочиям Военной коллегии как суда первой инстанции отнесены рассмотрение дел

• об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы; преступлениях в совершении которых обвиняется судья военного суда, военнослужащие, депутаты парламента (по их ходатайствам), а также дела, отнесенные федеральным законом к ее подсудности.

Источник: https://students-library.com/library/read/36327-voennye-sudy-fkz-o-voennyh-sudah-rf

Военные суды. федеральный конституционный закон «о военных судах российской федерации»

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» военные суды входят в систему судов общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Читайте также:  Льготы женам военнослужащих, пенсия и ее оформление

Военные судысоздаются по территориальному принципупо месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ. Их создание и упразднение осуществляется на основании федерального закона.

Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность судей устанавливается Верховным Судом РФ.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Заместители Председателя Военной коллегии назначаются Советом Федерации по представлению Председателя Военной коллегии.

Все другие судьи военных судов, включая председателей и их заместителей окружных (флотских) и гарнизонных военных судов — указами Президента РФ после прохождения соответствующей процедуры отбора и выдвижения на должность.

В состав военных судов помимо военнослужащих, имеющих офицерское звание, входят и непрофессиональные судьи — присяжные заседатели. Их статус и порядок привлечения к участию в осуществлении правосудия в военных судах определяется Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции».

Военныесудыне специализированныесуды, а судыобщей юрисдикции, т.е. осуществляют правосудие, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Основными задачами при рассмотрении дел являются обеспечение и защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц, прав и интересов органов государственной власти и местного самоуправления.

Судопроизводство в военных судах ведется по правилам, установленным гражданским, административным и уголовным процессуальным законодательством, т.е. по единым для всей системы судов общей юрисдикции РФ.

Язык судопроизводства — русский, государственный язык Российской Федерации.

Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Подсудность военных судов включает рассмотрение уголовных дел о преступлениях военнослужащих, а также гражданских и административных дел.

Таким образом, в сферу полномочий военных судов включенорассмотрение дел не только в отношении военнослужащих, но и гражданских лиц, иречь идет не о воинских преступлениях, а о любых преступлениях военнослужащих.

Принцип подсудности военным судам уголовных дел включает два важных момента.

Во-первых, при обвинении группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений, если хотя бы в одном участвовал военнослужащий, дело подлежит рассмотрению в военном суде, если против этого не возражают обвиняемые, которые не являются военнослужащими.

В противном случае в отношении них дело должно быть вынесено в отдельное производство, а при невозможности такого вынесения дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции (п. 7 ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Во-вторых, дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется военнослужащий или лицо, призванное на военные сборы, при условии, что преступления совершены до призыва на военную службу или сборы, не подсудны военным судам и рассматриваются другими судами в установленном законом порядке.

Военным судам подсудны гражданские дела о защите нарушенных или оспариваемых прав и свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц или принятых ими решений, а также дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы.

Кроме разбирательства гражданских, административных и уголовных дел военные суды рассматривают ходатайства о применении ареста в виде меры пресечения в досудебных стадиях судопроизводства, а также о продлении предельных сроков содержания обвиняемых под стражей и ряд других.

К полномочиям военных судов отнесено и рассмотрение ходатайств при проведении оперативно-розыскных действий, связанных с ограничением конституционных прав на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и неприкосновенность жилища.

Система военных судов согласно Федеральному конституционному закону «О военных судах Российской Федерации» включает три звена: Военную коллегию Верховного Суда РФ, окружные (флотские) военные суды и гарнизонныевоенные суды.

Гарнизонные военные суды действует на территории, где дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Они образуются в составе председателя, его заместителей и других судей.

Окружные (флотские) военные суды действуют на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, где дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Они состоят из председателя, его заместителей, а также других судей. Возможна должность первого заместителя председателя. Здесь всегда есть президиум окружного (флотского) военного суда; могут быть образованы судебные коллегии и(или) судебные составы.

Военная коллегия Верховного Суда РФ считается высшей инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам. Структура Военной коллегии включает председателя, его заместителей, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда РФ.

К полномочиям Военной коллегии как суда первой инстанции отнесены рассмотрение делоб оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы; преступлениях в совершении которых обвиняется судья военного суда, военнослужащие, депутаты парламента (по их ходатайствам), а также дела, отнесенные федеральным законом к ее подсудности.

Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»

Устанавливается, что военные суды осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

В составе Верховного Суда РФ действует Военная коллегия, которая является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам.

Судьей военного суда может быть гражданин РФ, старше 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей военных судов, а также имеющий офицерское звание и заключивший контракт о прохождении военной службы.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Нормы закона, касающиеся решений военных судов об аресте, о заключении под стражу и содержании под стражей, вступают в силу со дня вступления в силу соответствующего федерального уголовно-процессуального закона.

Источник: https://cyberpedia.su/18xbb8.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector