Капитан первого, второго, третьего ранга на российском флоте

Звание капитана принадлежит не только к сухопутным войскам, но еще и к корабельным. В армии России используется также и в военно-воздушных войсках, но свое распространение оно получило именно в военно-морском флоте.

Принимая во внимание иерархию в сухопутных войсках, можно провести соответствие их чинов и чинов корабельных. Однако новичкам это сделать достаточно сложно. Звание капитана в морских войсках относится к офицерскому составу старшего разряда, при этом оно еще подразделяется на ранги.

История происхождения звания

Капитан как звание был введен еще в эпоху правления Петра Великого, после возвращения императора из путешествия по заграничным странам. Это событие произошло в начале XVIII века, однако спустя несколько лет разделение капитана на ранги было упразднено.

С тех пор во времена царской власти капитану первого ранга соответствовало несколько измененное название, оно звучало как «капитан флота». По сути, в функционировании армии практически ничего не поменялось, изменились только наименования отдельных элементов структуры.

При этом понятия капитан и полковник успели соединиться, поэтому присутствовало звание «капитан полковничьего ранга».

Стоит отметить, что такой подход является оптимальным с точки зрения понимания, какому чину в сухопутных войсках соответствует тот или иной чин в военно-морском флоте.

Капитан первого, второго, третьего ранга на российском флоте

В середине пятидесятых годов того же века капитанские ранги вновь были восстановлены.

Причем даже был установлен возрастной ценз, то есть предельный срок, в течение которого тот или иной военнослужащий имел право занимать должность капитана первого ранга.

Максимальное количество лет составляло 55, но такое ограничение распространялось только на данный чин. Капитан, например, второго ранга мог находиться в этом звании бессрочно.

Когда к власти пришли коммунисты, и наступило время Советского союза, был учрежден еще один чин, который относился к инженерам, которые наравне с другими несли корабельную службу.

К этому званию приписывалось также «инженер первого ранга». Оно присваивалось только тем военнослужащим, которые были заняты в инженерном деле и находились в плавающем составе.

Прочим же военным отдавалось звание полковника.

Узнай: Звание старший сержант в ВС РФ, как его получить

В армии многих зарубежных стран используется звание капитана. Однако, чтобы не повторяться, нередко применяют видоизменное наименование. Оно звучит как «кэптан», поскольку именно таким образом оно читается на английском и других языках, произошедших от латыни.

Капитан первого, второго, третьего ранга на российском флоте

На кораблях матросы и военнослужащие, стоящие ниже рангом, могут называть капитана сокращенно «кэп». Конечно, военным уставом это не предусмотрено, однако подобная тенденция отмечается все чаще.

По большей мере это является традицией или обычаем среди военнослужащих корабельных войск.

Как говорят многие специалисты, если на корабле капитана называют «кэп», то это свидетельство тесных дружеских и товарищеских взаимоотношений между членами команды.

Соответствие морских званий чинам сухопутных войск

Многие задаются вопросом, капитан первого ранга – это какое звание в сухопутных войсках, как их соотнести. Получается, что этому чину соответствует звание полковника. На погонах капитана первого ранга можно рассмотреть очевидные отличия от этого чина сухопутных войск. Соответственно, капитан второго ранга является эквивалентом подполковника, а капитан третьего ранга – майору.

Зачастую возникает вопрос, какое звание выше – капитан или майор? Если мы говорим о сухопутных войсках, то майор однозначно выше капитана, поскольку первый относится к старшему офицерскому составу, а второй – к младшему офицерскому составу.

Капитан первого, второго, третьего ранга на российском флоте

Если же в учет идет то, что капитан относится к военно-морскому флоту, то здесь необходимо уточнить, какой ранг у капитана, поскольку от этого фактора будет зависеть и старшинство. Как уже было сказано, майор соответствует самому младшему капитанскому званию на флоте.

Капитан первого и второго ранга будет идти выше, чем майор в сухопутных войсках, а капитан третьего ранга по званию будет ему равен.

Для еще совсем молодых военнослужащих остается загадкой, какое звание после капитана в морских войсках. Капитанский ранг – это ранг, который относится к старшему офицерскому составу на корабле. Все три звания означают, что офицер, который им принадлежит, находится в старшем составе.

Узнай: Какие воинские звания были в царской армии России

Капитан первого, второго, третьего ранга на российском флоте

Далее идет уже высший состав российской армии, и первой ступенью является контр-адмирал. В сухопутных войсках этому рангу соответствует звание генерал-лейтенанта или же генерал-майора. Дело в том, что званий в высшем офицерском составе неодинаковое количество в данных видах войск, поэтому ответить точно на этот вопрос достаточно трудно.

Поэтому при вопросе, после капитана какое идет звание, можно с точностью сказать, что далее идут адмиралы, которые, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов по старшинству.

Погоны капитана военно-морского флота

Погоны капитана 3 ранга выглядят аналогично как и погоны майора за исключением цветовой гаммы. Параметры наплечных знаков отличий военнослужащих данного ранга следующие:

Капитан первого, второго, третьего ранга на российском флоте

  • на погонах имеется два просвета, которые обозначены двумя параллельно идущими прямыми золотисто-желтого цвета;
  • строго между этими полосами находится единственная звезда, которая присуща данному званию;
  • диаметр единственной звезды составляет 2,2 см;
  • расстояние от края погона составляет 6 см;
  • данных о расстоянии между звездами для данного звания не предусмотрено, поскольку звезда находится в единственном экземпляре.

Погоны капитана 2 ранга соответствуют внешнему виду погон подполковника. Параметры наплечных знаков данного звания следующие:

Капитан первого, второго, третьего ранга на российском флоте

  • капитан второго ранга, погоны которого по внешнему виду отличаются от предыдущего звания только количеством звезд, также имеют два желтых просвета на серовато-синем фоне;
  • на каждом погоне располагается по две звезды, которые находятся на одинаковом расстоянии друг от друга;
  • диаметр каждой звезды составляет, аналогично капитану третьего ранга, 2,2 см;
  • расстояние, на котором находятся звезды от края погона, составляет 3,5 см;
  • между звездами капитана второго ранга также не предусмотрено, поскольку они находятся на одинаковом расстоянии по отношению друг к другу.

Погоны капитана первого ранга по внешнему виду соответствуют званию полковника в сухопутных войсках. Параметры его наплечных знаков отличия следующие:

  • на каждом погоне расположено три звезды;
  • диаметр каждой из звезд, по сравнению с предыдущими званиями старшего офицерского состава, остается неизменным и составляет 2,2 см;
  • расстояние, на котором находятся звезды, отсчитывая от края погон, составляет так же, как и у капитана второго ранга, 3,5 см;
  • поскольку от первых двух звезд вдоль погона третью отделяет определенное расстояние, то параметр межзвездного пространства в данном случае присутствует и составляет 3,5 см.

Узнай: Какие звания в ВМФ России, какие погоны носят моряки

Капитан первого, второго, третьего ранга на российском флоте

Капитан 2 ранга

воинское звание старших офицеров в ВМФ и ВМС многих государств. Соответствует званию подполковник. В русском флоте существовало в 1713-1732 и 1751-1917. В ВМФ СССР введено в 1935.

  • — признаки шизофрении, обладающие второстепенным или относительным значением для диагностики болезни, напр. многие виды галлюцинаций и бреда, аффективные нарушения, растерянность… Большой медицинский словарь

Источник: https://hotelvoronezh.ru/zvanie-kapitan-2-ranga-morskogo-flota-zvanie-kapitan-vmf-chto.html

Капитан I ранга — сын лейтенанта Шмидта

Капитан первого, второго, третьего ранга на российском флоте

Об аварии на атомном реакторе первого советского атомного ракетоносца К-19 информация в прессу просочилась в 90-м году. Хотя произошла она в 1961-м. Потом были нашумевший фильм Кэтрин БИГЕЛОУ «К-19: оставляющая вдов» и документальный фильм на канале «Россия» на минувшей неделе. Они оставили больше вопросов, чем дали ответов.

С одним из участников тех событий, капитаном I ранга в запасе Георгием КУЗНЕЦОВЫМ, мне посчастливилось встретиться.

Елена ЛЕВИНА

Капитан первого, второго, третьего ранга на российском флоте
ГЕОРГИЙ КУЗНЕЦОВ (2004 г.): никогда не забывал об офицерской чести

Поводом для встречи послужило интервью газете «Труд» капитана I ранга в запасе Глеба Богатского. Его он дал в качестве участника трагедии К-19. Видимо, решив, что за давностью лет никто не станет уличать его во лжи.

— Кто такой Богатский на самом деле?

— Глеб Богатский был командиром боевой части, так называемой группы БЧ-2, то есть. одним из младших офицеров К-19. В статье пишут «прослуживший на подводном флоте России с 1954 по 92-й год». В 54-м он только в училище поступил и пять лет курсантом являлся, так что в 61-м он был еще совсем «зеленым». А в 1970-х годах его назначили на береговую должность.

Но самое главное — в тот поход он не ходил! Он болел, и вместо него был назначен лейтенант Ильин. А Богатский не только представляется тем, кем никогда не был, но и носит на груди знак «Подводная лодка», который могут носить только офицеры, допущенные к самостоятельному управлению кораблем. Он же кораблем никогда не управлял.

Только командовал боевой частью! Возмущает, что среди подводников появился эдакий «сын лейтенанта Шмидта».

Дезертир-полиглот

— Как вы попали на флот?

— В 15 лет я убежал из дома и пошел в подготовительное военно-морское училище — хотел стать подводником. Но по окончании его попал на Сахалин командиром торпедного катера. Через некоторое время меня назначили в противолодочную бригаду — командиром «охотника» за подводными лодками.

Как-то зашли в маленький рыбацкий порт. И там у меня пропал старшина 2-й статьи Лапчевский. Искали его несколько часов, но так и не нашли. Выходим на боевое дежурство, и тут я обнаруживаю американскую подлодку.

Приготовился ее бомбить, но, как полагается, сначала доложил командиру дивизиона. А тот приказал ждать, пока придет ответ на шифровку из штаба. Спустя два часа пришло приказание бомбить, а я лодку за это время потерял.

Трое суток мы всем дивизионом ее искали, но все без толку.

На пирсе нас встречали комбриг и начальник особого отдела. Особист как начал на меня орать: «Ах, ты такой-сякой, предателя на груди пригрел! Американская лодка вблизи наших берегов, а у тебя матрос пропал! А ты знал, что он владеет немецким языком?!»

На самом-то деле Лапчевский окончил 5 классов, а в 5-м классе как раз начинают изучать иностранный язык. Вот он в анкете и написал, что немецким владеет. Вскоре выяснилось, что этот Лапчевский просился у моего помощника в отпуск. Что-то там у него случилось дома, на Украине. Мой помощник его не отпустил, а матрос взял и утек! Потом его поймали, конечно, дали восемь лет за дезертирство.

Мысли своей стать подводником я не оставлял. Зашел как-то в бригаду подводных лодок и попросил, чтобы меня взяли. Чем-то я понравился начальнику штаба.

Читайте также:  Без погон или без погонов, как правильно писать и говорить

Он вызвал капитана III ранга Нечитайло, командира «Щуки-117» и распорядился взять меня на вакантную должность командира БЧ-3 (торпедной боевой части). Но штаб флота не согласился переназначить меня.

А через две недели эта подводная лодка утонула в Татарском проливе.

— И все же эта трагедия вас не остановила?

— Нет, конечно. Однажды приехал к нам в бригаду вице-адмирал Виноградов. Прорвался я к нему на прием и упросил перевести меня на подлодку.

Виноградов согласился: «Будешь назначен!» Так я стал командиром группы БЧ-2-3. А поскольку я был уже опытным офицером, то через три месяца стал помощником капитана, а потом и старшим помощником.

А после окончания командирских классов меня назначили старпомом на атомоход.

Бордель на корабле

— Как вы оказались на К-19 в том походе? Ведь вы тогда служили на другой лодке?

— Еще за полгода до этих событий старпом К-19 Владимир Ваганов, очень хороший командир, провалился в шахту перископа и получил травму. Это было в Северодвинске на госиспытаниях. И комбриг назначил в срочном порядке меня.

Когда же Ваганов по каким-то причинам не смог принять участие в том роковом походе, то опять позвали меня, так как я уже знал экипаж. А с командиром лодки Николаем Затеевым я был знаком еще по Черноморскому флоту.

Капитан первого, второго, третьего ранга на российском флоте
ЛЕГЕНДАРНЫЙ РАКЕТОНОСЕЦ: дважды ставил мир на грань ядерной катастрофы

— Какая задача стояла перед экипажем?

— Это был первый серьезный выход лодки в море. В рамках очень крупных учений «Полярный круг». В них были задействованы десятки кораблей и самолетов. У американцев в то время уже были корабли с 16 ракетами «Поларис» с подводным стартом. А наш аналогичный корабль еще стоял на стапеле. Но нам нужно было показать, что и мы можем кое-что сделать. Хотя возможности К-19 были невелики.

. Для того чтобы использовать наши три ракеты, нужно было вплотную подойти к берегам Америки. А это значит незамеченными пройти весь океан, пробраться вдоль берегов США, где концентрация противолодочных сил огромная, и всплыть у всех на виду. Успеешь выстрелить, нет ли… Но все же американцы знали, что у нас современные ракетоносцы на подходе, и внимательно следили за учениями.

— В основном информацию о трагедии К-19 мы получили из американского фильма. Соответствует ли она тому, что произошло на самом деле?

— О том, что собираются снимать фильм, я узнал еще на подготовительном этапе. Первый замначальника главного штаба ВМФ пригласил меня ознакомиться со сценарием. Сценарий был безобразный, просто возмутительный! Начинался он с того, что мы посетили… публичный дом.

Лодка недостроенная, везде провода, беспрерывная игра в карты, в том числе во время аварии с командиром. Постоянные пьянки. Я подготовил рапорт. Описал в нем все это безобразие и закончил так: «Считаю, что по данному сценарию снимать фильм при каком бы то ни было участии нашего ВМФ совершенно невозможно.

Полагаю целесообразным поручить нескольким компетентным подводникам изучить сценарий и представить свои соображения Главкому ВМФ».

Через неделю первый замначальника главного штаба пригласил меня в гостиницу «Балчуг» на встречу с Кэтрин Бигелоу, Харрисоном Фордом, Лайемом Ниссоном и продюсером. Они мне все очень понравились.

Пообещали сделать все необходимые изменения в сценарии. Две недели я ходил, как на работу, 200 письменных замечаний сделал. Учли, только бунт убирать не стали.

Продюсер уперся, мол, командир говорил: «Был бунт».

Был ли бунт

Капитан первого, второго, третьего ранга на российском флоте
ГОЛЛИВУДСКИЕ ГЕРОИ И ИХ ПРОТОТИПЫ: Харрисон Форд — командир К-19 Николай Затеев, Лайем Нисон — старпом Георгий Кузнецов

— Так бунт был или нет?

— Не было никакого бунта! Весь бунт заключался в неосторожной фразе замполита Шипова: «Может, высадимся на остров Ян Майен?» Ему в ответ сказали: «Да пошел ты, с таким мнением!» И все! Этот вопрос даже не обсуждался.

А командир К-19 Николай Затеев в своих записках пишет: «Я никому не доложил». Чушь это собачья! Во-первых, не доложить о бунте — это преступление такое же, как сам бунт. Это записано в «Корабельном уставе».

Во-вторых, если бы на корабле был хоть признак какого-либо бунта, это на второй день стало бы известно. Ведь на корабле работали информаторы. Кроме того, особисты после аварии со всем экипажем отдельно работали. Так что кто-нибудь бы проговорился.

А нас наградили орденами «За мужество и отвагу» и Шипова тоже. Как это понимать? Ведь командир сам подписывал представление на награждение.

— Американский корабль действительно предлагал вам помощь?

— Нет, что вы. Американцы нас так и не заметили, повезло нам. Засекли они нас уже тогда, когда лодку буксировали к городу Полярному. Кстати, после аварии на реакторе мы остались без связи. Во время похода на большой глубине затек изолятор антенны передатчика. И дать сообщение на берег мы не могли, слишком далеко.

Вся надежда была на корабли, стоявшие в боевом охранении в районе учений. Слабый сигнал: «Имею аварию реактора. Личный состав переоблучен…» — приняли на С-270, которой командовал мой приятель Жан Свербилов. Лодка имела право изменить курс только с разрешения командования, иначе — трибунал.

Но Жан пошел на риск, дал команду менять курс, а потом уже стал утрясать свое решение с берегом.

В свое время, еще когда мы были молодыми лейтенантами на дизельных подводных лодках, Жан попросил меня пройти за него медкомиссию. Сказал: «У меня давление за 200, помоги, а то ведь спишут». Ну, я и прошел. Так что, если бы Свербилова тогда списали на берег, кто знает, как бы все повернулось.

Лучевая болезнь под запретом

— Когда вы прибыли в Полярный, экипаж обвинили в трусости?

— Не совсем так. Представитель политуправления ВМФ Бабушкин сказал, что матросы действовали героически, а с командным составом надо разобраться.

К счастью, следом прибыл командующий флотом адмирал Андрей Чебаненко и заявил, что наши действия признала абсолютно верными.

А позже и правительственная комиссия признает конструктивные недостатки атомных реакторов, а действия экипажа оценила как правильные.

— Лучевую болезнь получили, конечно, все члены экипажа?

— Получили-то все. Но врачи сказали, что только семеро находятся в состоянии средней тяжести. Их и отвезли в 6-ю клинику в Москве. За неделю все они скончались.

Через три недели в Питере в госпитале умер капитан-лейтенант Юрий Повстьев. Многих лучевая болезнь достала позднее. Так, в 70-м году скончался командир БЧ-5 Анатолий Козырев.

Я точно не знаю, но, по-моему, сегодня живы не более 20 процентов личного состава К-19.

— Как же вам удалось вернуться в строй после такой страшной болезни?

— Лечили нас на совесть много месяцев. Не только лекарствами — прямое переливание крови делали, пересадку костного мозга. Кормили клубникой, арбузами, дынями. Э, да что там, теперь можно рассказать. Для того чтобы нас вернули на флот, я взятку медкомиссии дал, спиртом.

Вот так я еще послужил старпомом на дизельной лодке и командиром атомной подлодки К-14. Запись о том, что я перенес лучевую болезнь, есть только в одном документе тех лет: аттестации. Все же мужественный человек был мой командир — написал правду.

А в медицинских книжках писали: астено-вегетативный синдром.

Кстати, в 1988 году я работал замначальника постоянно действующей экспедиции по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Там я проработал до 1992 года, пока здоровье позволяло.

— Как вы считаете, исполнители главных ролей в фильме удачно подобраны?

— Очень! Откуда уж Форд так изучил характер командира, я не знаю, но передал он его очень точно. Талантливый артист, что там говорить. Мне в целом фильм понравился.

— Последние годы много говорили о том, что подводного флота у России нет…

— Ерунда! Я 14 лет прослужил уполномоченным Постоянной комиссии государственной приемки кораблей. Я принимал многие головные корабли, в том числе и серии «Гранит», АПЛ «Курск». У России есть АПЛ с 16 ракетами с подводным стартом. Даже с 20 ракетами, серии «Акула». Все они служат надежным щитом нашей Родины.

Только факт

Атомную подводную лодку К-19 на флоте прозвали «Хиросима». На ней произошло еще несколько аварий. В одной из них с погибло 28 человек.

Источник: https://www.eg.ru/society/6157/

Какие бывают корабли?

В преддверии дня ВМФ «Защищать Россию» старается разобраться, чем корвет отличается от фрегата, большой противолодочный корабль — от большого десантного, а судно — от корабля.

«Мы катались на кораблике!» — может кричать маленькая девочка, сойдя, например, с судна на воздушных крыльях «Метеор», доплыв на нем от Адмиралтейской набережной Петербурга до Петергофа.

Если случайно рядом будет проходить настоящий морской волк в тельняшке, с трубкой, деревянным протезом вместо ноги и попугаем на плече, кричащим про пиастры, то он подумает, что девочка с родителями только-только сошла, скажем, с борта гвардейского ракетного крейсера «Москва», являющегося флагманом российского Черноморского флота.

Потому что корабль может принадлежать только военным морякам. А у гражданских — суда.

С точки зрения филологии, моряк будет не совсем прав, ибо судно — родовое понятие, которое также обозначает и вид. Суда бывают военными и гражданскими. Военные называются кораблями, гражданские — судами. Но морского волка, конечно, никто не станет поправлять. Наоборот, он взревет на тему: «Не плавают, а ходят! Корабли по морю ходят!»

Никто уже не помнит, почему корабли по морю именно ходят, но если все-таки задать моряку (неважно, гражданском или военному) этот вопрос, то почти со стопроцентной вероятностью вы узнаете, ЧТО на самом деле плавает. «Плавает руно в проруби» (слово «руно» менее поэтичные, но брутальные мореманы заменяют созвучным).

Корабли ходят по той же причине, по которой художники пишут, а не рисуют картины, бухгалтеры меряют год квАрталами, а не квартАлами, газовики строят исключительно газопрОводы вместо газопровОдов, а нефтяники ведут дОбычу нефтИ.

Профессиональный дискурс. В общем, надо запомнить, что ходят и по палубе корабля, и по морю на нем самом. Что будет, если филолог спросит моряка «почему тогда у вас капитаны дальнего плавания, а не капитаны дальнего хода?», никто не знает. Такой рисковый эксперимент не проводился.

Читайте также:  Как стать снайпером в армии россии, особенности профессии

У кораблей есть своя классификация (с учетом истории развития императорского/советского/российского флота и разных традиций у нас и на Западе, можно уверенно утверждать, что их несколько). В ВМФ России входят не только боевые корабли, но и суда обеспечения.

Корабли классифицируются, прежде всего, по рангам, которые зависят от водоизмещения.

Внутри рангов своя классификация, в зависимости от назначения. Как, например, у автомобилей: легковые могут быть полицейскими, или развозящими пиццу, или собирающими почту, а грузовые — перевозить сыпучие грузы, или жидкие, или замороженные.

Капитан первого, второго, третьего ранга на российском флоте Авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». mil.ru

Корабль водоизмещением больше 5000 тонн относится к кораблям первого ранга. Таким водоизмещением обладают авианосцы.

У российского флота в настоящее время он один — «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» — 61000 тонн.

Хотя, если быть точным, «Кузнецов» относится к классу тяжелых авианесущих крейсеров. Также водоизмещением более 5000 тонн обладают крейсеры и некоторые эскадренные миноносцы (эсминцы), противолодочные (БПК), учебные и десантные (БДК) корабли. Внутри этих классификаций есть другие.

Крейсеры могут быть: тяжелыми атомными («Петр Великий»), ракетными («Варяг»), тяжелыми атомными подводными стратегического назначения (подлодки проекта «Акула»), ракетными подводными стратегического назначения (подлодки проекта «Борей»). Кораблем первого ранга командует капитан первого ранга (аналог в сухопутных войсках — полковник).

По уставу корабль первого ранга приравнивается к полку.

С авианосцем все более-менее понятно. Его задача — доставлять авиасоединения до театра военных действий, попутно умея защищать себя.

Крейсер — это сам себе флот.

Как многоцелевой корабль, вооруженный, прежде всего, крылатыми ракетами, он может действовать вне основных сил флота, а может и с ними, выполняя задачи по охранению отряда кораблей. Крейсер — такой корабль, который ощетинился вооружением: ракетным, минно-торпедным, артиллерийским. Кроме того, крейсер может нести вертолеты. Эсминцы — филологическое наследие империи.

Торпеды — самодвижущиеся мины, по мнению русских корабелов XIX века — ставились на корабли, действующие в составе эскадры. Так появились эскадренные миноносцы.

С точки зрения западной морской классификации, эсминец — это корабль водоизмещением больше 6000 тонн, то есть корабль первого ранга в нашей классификации, по своему функционалу близкий к БПК, но вооруженный слабее, чем крейсер.

Эсминцы являются универсальными кораблями, действующими как для поддержки десанта и охранения, так и против сил неприятеля.

Они несут не только зенитно-артиллерийское, ракетное, противолодочное и минно-торпедное вооружение, но и могут быть площадкой для вертолета Ка-27 («Адмирал Ушаков»).

Большие противолодочные корабли (например, «Адмирал Чабаненко») близки крейсерам, поскольку хорошо вооружены.

Они превосходят водоизмещением большие десантные корабли, задачей которых является, прежде всего, доставка десанта в точку (например, «Азов», являющийся кораблем второго ранга).

Капитан первого, второго, третьего ранга на российском флоте БДК «Азов». А.Бричевский

Корабли второго ранга выталкивают из воды от 1500 до 5000 тонн.

Командует ими капитан второго ранга (сухопутный подполковник). К ним относятся сторожевые, ракетные, десантные корабли 2 ранга и некоторые подлодки (проекты «Варшавянка» или «Лада»).

Сторожевые корабли называются также корветами (например, головной корвет «Стерегущий» новейшего российского проекта 20380).

С фрегатами возникает явная путаница, поскольку их водоизмещение до 5000 тонн заставляет относить их к кораблям второго ранга, по функционалу их можно считать сторожевыми кораблями, но в советском флоте класса «фрегат» не существовало.

Кораблями третьего ранга — это не будет сюрпризом — командует капитан третьего ранга (на суше — майор). Их водоизмещение — от 500 до 1500 тонн.

Ракетные, артиллерийские, десантные и противолодочные корабли 3 ранга, плюс тральщики 3 ранга.

Тральщики — специальные корабли, задача которых не атаковать противника (ударные корабли) или охранять корабельную группу и сухопутные объекты (сторожевые), а искать и уничтожать мины и заграждения.

В отличие от кораблей первого/второго рангов (больших десантных и больших противолодочных) корабли третьего ранга являются малыми: артиллерийскими (МАК «Астрахань», также называется корветом), ракетными (МРК «Штиль»), противолодочными (МПК «Муромец») и малыми десантными на воздушной подушке (МДКВП «Мордовия»).

Корабль четвертого ранга находится под командованием капитан-лейтенанта, старшего лейтенанта, лейтенанта.

Тут впервые исчезает слово «корабль», на смену которому приходит «катер»: десантный, артиллерийский, ракетный, противодиверсионный, а также тральщики 4-го ранга.

Водоизмещение — от 100 до 500 тонн.

Алексей Токарев

Капитан первого, второго, третьего ранга на российском флоте

Источник: https://defendingrussia.ru/a/kakie_byvajut_korabli-3274/

Как сильно отличаются звания в Военно-Морском Флоте России от всех других родов войск…

Моряки Военно-Морского Флота Российской Федерации.

Многие, кто хоть немного знаком с историей Военно-Морского флота России, наверняка замечали, что звания на Флоте отличаются названием от сухопутных. И порой становится непонятно, кто старше или младше по званию в Военно-Морском флоте. В этой статье мы постараемся подробно рассказать, как именно они отличаются.

Начнём с самых высших, рядовых званий, до самых верхних, адмиральских:

«Матрос» — Сухопутный аналог именуется рядовым. Матросы являются новобранцами.

«Старший Матрос» Ефрейтор в сухопутных войсках. Звание даётся матросам, проявившим особое рвение в службе. А так же особо дисциплинированным.

«Старшина 2-й Статьи, «Старшина 1-й статьи», «Кор-ый Старшина» — Аналог Мл. сержанта, Сержанта и Ст. Сержанта на суше соответственно. Это звание присваивается тем матросам, кто смог отличится организаторскими и управленческими способностями. Командуют отделениями и могут замещать Гл. корабельного старшину.

Старшина 2-й статьи, арт

«Гл. Корабельный старшина»Старшина в сухопутных войсках, выдаётся в основном контрактникам по выслуге лет или за особые заслуги. Могут быть замкомвзвода.

«Мичман» и «Ст. Мичман» — Прапорщик и Ст. Прапорщик соответственно. Эти военнослужащие выполняют все основные функции и задачи в рамках своих подразделений. В основном организаторские функции.

«Младший Лейтенант», «Лейтенант» и «Старший лейтенант» — здесь без отличий. Эти звания идентичны и на суше, и в ВМФ. И применяются и там, и там.

«Капитан-Лейтенант» — Капитан в сухопутке. Эти офицеры могут быть помощниками командира корабля (не старпомами, а именно помощниками). Так же именно Капитан-Лейтенанты руководят Боевыми Частями (БЧ) на кораблях и лодках. То есть осуществляют те же самые функции, что и капитаны в сухопутных войсках.

«Капитан 3-го», 2-го, 1-го Ранга — важная часть офицерского состава Военно-морского флота. Майор, Подполковник и Полковник соответственно. Эти офицеры принимают на себя командование не просто подразделениями, а целыми кораблями и лодками.

Так, например, Капитан 3-го ранга (Каптри сокращённо) может командовать десантным или торпедным катером. Капдва может рассчитывать на командование большим миноносцем или ракетным катером.

А Капитан 1-го ранга (Капрас) принимают на себя командование Подлодками, эсминцами, крейсерами и так далее.

Капитан 3-го ранга.

И наконец, самый важный состав: Адмиралы.

«Контр-Адмирал» равносильно «Генерал-Майору». Командуют как правило корабельными эскадрами (Дивизией подводных лодок или соединением из нескольких кораблей например)

«Вице-Адмирал» — «Генерал-Лейтенант». Эти офицеры могут принимать командование несколькими эскадрами или одной флотилией боевых кораблей.

«Адмирал» — «Генерал-Полковник». Эти чины командуют уже целыми флотами сразу. Например: Черноморским или Северным. Кстати, слово «Адмирал» имеет нидерландские корни и обозначает «Повелитель морей»

«Адмирал Флота» — «Генерал Армии». Это самые высшее звание, которого может достичь моряк. Оно присваивается только Адмиралам, которые смогли на деле доказать, что они этого достойны, например, прошли через военные действия.

Адмирал Королёв Владимир. Главнокомандующий ВМФ России.

Таким образом выходит, что практически все звания в ВМФ России сильно разнятся с сухопутными. Практически ничего не повторяется. Но при этом количество и расположение звёзд и полос в зависимости от звания не меняется. Поэтому достаточно просто запомнить все звания по списку, и вы уже никогда не запутаетесь.

Спасибо за просмотр)))Ставьте лайк и подписывайтесь на канал)))

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c4d8c5a6823bc046572f335/5cd1c97fa682f400afb9cb17

Как на одной подлодке могли оказаться семь капитанов 1-го ранга? Мы попросили военных экспертов объяснить, что произошло в Баренцевом море — Meduza

Вечером 1 июля на глубоководном аппарате Северного флота недалеко от Североморска случился пожар. В результате погибли 14 моряков-подводников. Информация об этом появилась лишь сутки спустя; Минобороны до сих пор не раскрывает сведений о погибших — хотя известно, что семеро из них носили звание капитана 1-го ранга (причем среди них два Героя России), еще трое — капитаны 2-го ранга. На аппарате находился как минимум один гражданский специалист — «представитель промышленности», ему удалось спастись. По-прежнему неясен тип аппарата, на котором произошел пожар, — хотя СМИ со ссылкой на источники утверждают, что речь может идти об атомной глубоководной станции, которую неофициально называют «Лошарик». «Медуза» попросила нескольких военных экспертов рассказать, какие задачи аппарат мог выполнять в Баренцевом море, что могло стать причиной аварии и как на одной подлодке могли оказаться семь капитанов 1-го ранга.

Михаил Ходаренок

бывший сотрудник Генштаба ВС РФ, сейчас — военный обозреватель «Газеты.ру»

Произошла трагедия. Погибли семь капитанов 1-го ранга, три капитана 2-го ранга, два капитана 3-го ранга, подполковник и капитан-лейтенант. Выжило четыре человека, среди них могут быть гражданские.

Конечно, у кого-то может возникнуть вопрос — откуда на такой подлодке взяться гражданским людям, но на самом деле необычного тут нет. На ней могли находиться экипаж из 14 человек и исследовательская группа в составе до пяти человек.

Вполне возможно, что в числе исследовательской группы находились гражданские. Они тоже получили ожоги в результате пожара на подводном аппарате.

Вообще, пожар на аппарате, который находится под водой, — самое страшное, что может быть.

Как утверждают мои источники в Минобороны, начался он от короткого замыкания, потом произошло возгорание паров водорода аккумуляторной батареи, и случилась беда.

В целом реакторы подлодок и глубоководных аппаратов не слишком защищены. Техника есть техника. Случайность подстерегает везде, все предусмотреть невозможно.

Военные утверждают, что аппарат не атомный. Это похоже на правду, потому что у него очень маленькая скорость хода — шесть узлов (11 км/ч), маленькая автономность (до трех суток). Он был укомплектован многолучевым эхолотом и профилографом. Они нужны, чтобы сканировать морское дно и изучать состав донных отложений.

По идее, ничем, кроме этого, экипаж и не мог там заниматься. Сами военные, с которыми мне удалось поговорить, называют его научно-исследовательским глубоководным аппаратом. Никаких боевых задач он не решал. Морское дно плохо изучено, поэтому деятельность этого аппарата была очень важна для жизнедеятельности военно-морского флота.

Поэтому такие корабли и есть в составе Северного морского флота.

Почему там был такой представительный состав — неизвестно, мы упираемся в гостайну. Хотя мне и не кажется, [что] состав экипажа [был] слишком высокопоставленный. В некоторых структурах, например, самое младшее звание — полковник.

Списков погибших министерство обороны пока не дает. Есть неподтвержденные сведения, что 13 членов экипажа будут представлены к ордену Мужества и еще один, сыгравший наибольшую роль в спасении корабля, — к званию Героя Российской Федерации.

Павел Фельгенгауэр

военный обозреватель «Новой газеты»

Баренцево море очень мелкое. Для «Лошарика» там реальных задач нет. Там, где он опускался, глубина где-то 200–300 метров. А он заточен на километровые глубины.

Значит, это была проверка каких-то систем, после того как они [экипаж подлодки] вышли из Североморска, где много ремонтных предприятий для подводных лодок. Это могло быть испытание, какие-то пусковые работы, [проверка] нового оборудования.

Читайте также:  Погоны прапорщика, правильное расположение звезд

Когда идут такие работы помимо штатного экипажа бывает много дополнительного народа. Никаких других миссий в Баренцевом море для корабля нет.

Вообще пожары на подводных лодках — довольно частая вещь. Даже строят специальные дорогущие наземные тренажеры — учить людей бороться с пожаром на подводной лодке. Так что это известная опасность.

Там морская вода есть, которая проводит электричество, множество кабелей, могут быть короткие замыкания. Если куда-то просачивается соленая вода — все замыкает на хрен. Но что конкретно произошло тут, я, конечно, не знаю.

Наверное, какая-то комиссия будет выяснять, что случилось.

Александр Гольц

военный обозреватель

Речь идет о совершенно секретной воинской части, которая формируется исходя не из общих соображений, существующих в Российской армии. Потому что капитан 1-го ранга — это должность старшего офицера. Обычно люди в такой должности командуют или атомной подводной лодкой, или большим атомным крейсером и так далее. Все это указывает на необычный [характер] этой воинской части.

Поскольку они [экипаж подлодки] действовали в территориальных водах Российской Федерации — [можно предположить] что они что-то испытывали или сдавали нормативы. Вариаций огромное количество.

Они точно не занимались боевой работой, противодействуя кому-то. Потому что никому в территориальных водах РФ противодействовать нельзя.

То, что [там было столько высших чинов], говорит о том, что те манипуляции, которые они делают, доступны только людям, которые имеют гигантский опыт подводной службы.

Это красиво называется научной деятельностью. Но на самом деле [такие] глубоководные погружения, конечно, не являются чистой наукой. Это [может быть] сбор информации, — грубо говоря, они [военные] собирают все, что лежит на дне морском. Прежде всего, обломки, получившиеся в результате испытаний оружия, — вот за чем охотятся все разведки мира.

Кроме того, на большой глубине — это известно — противостоящие друг другу в военном отношении страны оставляют сенсоры, всевозможные мониторы, которые должны указать путь следования подводных лодок потенциального противника. Глубоко на дне лежат кабели связи. Если к ним присоединиться, можно многое открыть.

В случае военных действий уничтожение этих кабелей убивает возможность потенциального противника для коммуникации.

Скорее всего, [нам] назовут имена, а больше мы ничего не узнаем. Понятное дело, что какое-то время старшие начальники думали, как доложить это командованию сначала Северного флота, а потом в Москву.

Потом московские начальники долго думали, как это преподать. История, даже если никто не виноват, неприятна сама по себе.

А если иметь в виду нашу информационную бюрократию, понятно, что они быстро реагировать не могут.

Записали Кристина Сафонова и Ирина Кравцова

Источник: https://meduza.io/feature/2019/07/03/pochemu-tam-byl-takoy-predstavitelnyy-sostav-neizvestno-eto-gostayna

Капитан 1-го ранга — Captain 1st rank

Из Википедии, свободной энциклопедии

Эта статья о OF-5 ранга Капитана 1 ранга в России и некоторых других постсоветских государств . Для эквивалентного ранга в англоязычных военно — морских силах видеть капитан (морской) ; в Германии см Kapitän цур См или Kommodore . Это не следует путать с Commodore (ранг) , часто рассматривается как один-звезды ранга с кодом НАТО OF-6 .

Kapitan первого ранга ( русский : Капитан 1-го ранга, буквальным: капитан 1 — го ранга ) находится в ВМФ в Российской Федерации обозначение для самого старшего ранга в персонала officer's карьеры группы . Ранг эквивалентно Polkovnik в армии и ВВС. Оценка может быть сравнима с капитаном (флотского) (OF-5) в Англоязычное / НАТО военноморских сил.

Ранг был введен в России Петра Великого в 1713 году По решению так называемого военной комиссии военно — морского флота (р: Воинская морская комиссии ) в 1732 последовательность Kapitan рангов была отменена.

Однако до 1752 класса ранга Kapitan первого ранга не соответствующая Fleet Kapitan (RU: КАПИТАН Флота).

Наконец, ряды Kapitan были вновь введены 5 сентября (16), 1751 Красная Армия представила Kapitan первого ранга ранга в 1935 году, вместе с рядом других бывших российских чинов, и она используется во многих бывших СССР стран, в том числе Россия , до сегодняшнего дня.

Вмф ссср и россии федерация

Первый OF-5 эквивалент ранга в ВМФ СССР (с 1918 по 1935 год ) был корабль Komandir первого ранга , а также Ship командир 1 — го ранга (RU: Командир корабля 1-ого ранга; буквальный: командир корабля 1 — го ранга).

Данный рейтинг был введен распоряжением Центрального Исполнительного Комитета СССР и Совет Народных Комиссаров от 22 сентября 1935 года.

Имеющий инженеру на борту военных кораблей приравненное обозначение в ВМФ СССР было Kapitan первого ранга инженером . Любые другие флотские кадры OF-5 на берегу назначения (например , медицинское обслуживание, химической защиты, морской пехоты и морской авиации) были озаглавленную Polkovnik .

В военно — морском флоте Российской Федерации не существует три ранга в officer's сотрудников (до 1917 года: колото-ofizer , полученный из немецкой Stabsoffizier ) карьера группы, что означает:

  • Kapitan первого ранга (OF-5)
  • Kapitan второго ранга (OF-4)
  • Kapitan третьего ранга (OF-3)

Виды ранга знаки 1 — го ранга Kapitan и военно — морских эквивалентов

Ранг

русский флот

Имперский ВМФ России ВМФ СССР
знак плеча рукав
Kapitan первого ранга Polkovnik Kollezhski sekretär(1904-1917) Kapitan первого ранга (1904-1917) Commodore инженер механик(1896-1904 ) Инженер механик 1 — й звенели(1913-1917) Polkovnik морская артиллерия(1913-1917) Корабль командира 1 — го ранга(1918-1935) Kapitan первого ранга (1935-1991) … сервис (1943-1955) … парад (1955-1991) … парад (1994-2010) … Парад в белой рубашке (1994-2010) … каждый день (1994-2010) … парад (с 2010 года)

Смотрите также

Рекомендации

Источник: https://ru.qwertyu.wiki/wiki/Captain_1st_rank

Корабли 3-го ранга

Корабль 3-РіРѕ ранга — это самоходный, военный корабль водоизмещением РѕС‚ 500 РґРѕ 2 500 тонн, предназначенный для защиты РјРѕСЂСЃРєРёС… коммуникаций, охраны конвоев, Р±РѕСЂСЊР±С‹ СЃ надводными кораблями Рё подводными лодками, как РІ составе соединения, так Рё самостоятельно РІ ближней РјРѕСЂСЃРєРѕР№ Р·РѕРЅРµ.

В Российском �мператорском флоте корабли подразделялись на три ранга, поэтому корабли водоизмещением от 500 тонн относились ко 2-му рангу.

Чин капитан 3 ранга в Российском �мператорском флоте отсутствовал, так как в табели о рангах с 1890-1917 годах, капитан 2 ранга следовал сразу за чином старшего лейтенанта.

Морской Устав Русского Флота 1720 года, являлся основополагающим документом, который
регламентировал все стороны флотской жизни на протяжении всего XVIII века.

Устав разделял все чины
РЅР° три основные категории — рядовые служители, офицеры, флагманы. Деления РЅР° обер-офицеров Рё
штаб-офицеров в Уставе не было.

Это деление появилось два года спустя в Табели о рангах.
Флагманами РІ Уставе именовались категории, которые Табелью Рѕ рангах Р±СѓРґСѓС‚ названы «РіРµРЅРµСЂР°Р»СЊСЃРєРёРµ
чины».

Наименования — матрос, штурман, шкипер, лейтенант, капитан, адмирал Рё РґСЂСѓРіРёРµ РІ Уставе 1720 РіРѕРґР°
рассматриваются в иной плоскости, нежели мы привыкли понимать.

Здесь это не воинские звания, а
должности. Званиями они будут становиться постепенно.

Если сейчас РјС‹ пишем так — «РєРѕРјР°РЅРґРёСЂ
крейсера капитан 1 ранга Петров», понимая, что это офицер РІ звании капитан 1 ранга, командующий
крейсером, то для человека XVIII века такое словосочетание вызвало бы недоумение.
Для них слова капитан было достаточно, чтобы понимать, что Петров командует крупным кораблем.
РћРЅРё написали Р±С‹ «РєР°РїРёС‚ан 1 ранга Петров». Если перевести это РЅР° современный язык, то РѕРЅРѕ будет
звучать так » Командир корабля 1 ранга Петров».

Современный Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации гласит:
126. Командир батальона (корабля 3 ранга) в мирное и военное время отвечает: за боевую и мобилизационную готовность и успешное выполнение им боевых задач; за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава; за поддержание внутреннего порядка в батальоне (на корабле); за сохранность и состояние вооружения, военной техники и других материальных средств. Командир батальона (корабля) подчиняется командиру полка (дивизиона кораблей) и является прямым начальником всего личного состава батальона (корабля 3 ранга).

127. Командир батальона (корабля 3 ранга) является основным организатором боевой подготовки и воинского воспитания.

Командир батальона (корабля 3 ранга) обязан:
руководить боевой подготовкой и воспитанием личного состава, умело управлять батальоном (кораблем);
проводить занятия со штабом и офицерами, прапорщиками (мичманами), а также учения и занятия с подразделениями батальона (корабля);
руководить разработкой и выполнением плана боевой подготовки;
знать деловые и морально-психологические качества каждого офицера, прапорщика (мичмана) и сержанта (старшины) батальона (корабля), постоянно проводить с ними индивидуальную работу по воинскому воспитанию и совершенствованию профессиональной подготовки;
утверждать в воинских коллективах социальную справедливость, взаимное доверие между военнослужащими, создавать в подразделениях обстановку нетерпимости к недостаткам, равнодушию и пассивности;
осуществлять отбор кандидатов для приема на военную службу, а также для поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования;
проверять правильность подбора солдат (матросов), сержантов (старшин) и прапорщиков (мичманов) при назначении на должности;
поддерживать внутренний порядок, организовывать охрану расположения батальона (корабля) и проверять несение караульной и внутренней (на корабле дежурной и вахтенной) служб личным составом батальона (корабля);
подводить ежемесячно итоги состояния боевой подготовки, воинской дисциплины, внутренней и караульной служб;
знать находящиеся РІ подразделениях батальона (РЅР° корабле) вооружение, военную технику Рё боеприпасы; организовывать правильную РёС… эксплуатацию Рё РЅРµ реже РѕРґРЅРѕРіРѕ раза РІ три месяца лично проверять РёС… наличие, состояние Рё учет (командиру корабля — РЅРµ реже РѕРґРЅРѕРіРѕ раза РІ РґРІР° месяца проводить смотр корабля, РЅРµ реже РѕРґРЅРѕРіРѕ раза РІ месяц — осмотр его вооружения, боеприпасов Рё технических средств Рё производить ежедневный РѕР±С…РѕРґ корабля);
проводить мероприятия по предупреждению катастроф, аварий, поломок военной техники (по обеспечению живучести корабля и безопасности его плавания), а также осуществлять контроль за выполнением требований безопасности при работе с вооружением, военной техникой и боеприпасами, при проведении занятий, стрельб, учений и работ;
следить Р·Р° содержанием Рё правильной эксплуатацией всех зданий Рё помещений, отведенных для батальона, Р·Р° содержанием РІ чистоте участка территории, закрепленного Р·Р° батальоном, РІ том числе участка территории парка (РЅР° корабле — осматривать жилые Рё служебные помещения, постоянно следить Р·Р° исправным состоянием РєРѕСЂРїСѓСЃР° корабля), Р° также Р·Р° проведением противопожарных мероприятий РІ батальоне (РЅР° корабле);
руководить хозяйством батальона (корабля).

Корабли 3-го ранга не имеют гюйса.
Командует кораблём 3-го ранга старший офицер (капитан 3 ранга).

Источник: http://and-kin2008.narod.ru/ship3ranga.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector